Саммерхилл: история культовой школы, в которой расцветали хулиганы и двоечники

Богатые родители, которые могли выбрать любое учебное заведение, почему-то стремились устроить своего ребёнка сюда – в школу, где необязательно было ходить на уроки, но при этом дети любили учиться. До сих никто больше не отваживается повторить смелый эксперимент великого педагога Александра Нилла.
Саммерхилл: история культовой школы, в которой расцветали хулиганы и двоечники
Legion-Media
«Так вот, мы взялись создать школу, в которой детям предоставлялась бы свобода быть самими собой. Для этого мы должны были отказаться от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления», — рассказывал педагог Александр Нилл, который вместе со своей первой женой Лилиан Нойстаттер создал легендарную школу Саммерхилл. Сейчас школой руководит его дочь. В этой школе дети годами могут не ходить ни на какие уроки, мнение семилетки в ней значит не меньше, чем мнение директора, а главным критерием успешной жизни выпускника считается не социальный статус, а счастье.
Содержание статьи

Прожить свою жизнь

Александр Нилл родился в семье строгих учителей. Его отец был настоящим школьным тираном, и Александр рано начал понимать, что традиционная система образования калечит детей. Учеба должна быть творчеством, считал он, творческие люди должны изучать только то, что хотят, а они непременно захотят то, к чему у них есть склонности, чтобы добыть инструменты для реализации своего таланта. Нилл думал о судьбе Вацлава Нижинского, который не мог сдать школьные экзамены, и это не мешало ему стать величайшим танцовщиком в мире. Все, что он знал о детях, говорило Ниллу: свободный и счастливый ребенок безо всякого принуждения со взрослой стороны получит то образование, которое ему нужно, и с манерами у него все будет в порядке, и с нравственными принципами. Нилл основал свой Саммерхилл в 1921 году, и жизнь до сих пор не опровергла его убеждения.
«Задача ребенка в том, чтобы прожить свою собственную жизнь», — считал педагог.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Школа Саммерхилл
Legion-Media

Идея школы

Школа Нилла построена на его неколебимой вере в детей. Дети прекрасные, умные, добрые люди, думал он, и ужасно, что взрослые делают из них озлобленные, закомплексованные копии себя. Стало быть, школа должна быть такой, чтобы не дети подстраивались под нее, а наоборот. Нилл решил, что в его школе не будет никакой дисциплины, никаких нотаций, управления и религиозности. И никакого принуждения: на уроки можно не ходить вообще никогда, если не хочется. Пусть дети развиваются настолько, насколько могут и хотят: кто-то в ученого, а кто-то в дворника. Быть счастливым дворником гораздо лучше, чем несчастным ученым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Демократия и самоуправление

В школе с первого дня действовали самоуправление и демократия. Все вопросы решались общим голосованием; голос ученика и голос директора весили одинаково. Общие собрания проходили по субботам, и у каждого собрания был председатель, которого назначал председатель прошлой субботы. Однажды Нил предложил ввести такое правило, чтобы в зале под его кабинетом было запрещено играть в футбол. Собрание отвергло это предложение. Ниллу пришлось вносить его много раз, потом собрание как-то его все же одобрило. Была у него и куда более провальная идея: Александр предложил ввести запрет на курение для всех, кто моложе шестнадцати. Дети возмутились: они и так курят потихоньку в туалетных кабинках, как в тоталитарных школах. Разве это не противоречит самой идее Саммерхилла?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большинством голосов предложение не приняли. Школьная демократия рождала исключительно разумные и нужные законы: не купаться в море без спасателей (а спасателями могут быть только учителя), соблюдать отбой (его время собрание назначало в начале года), не лазать по крышам. Нельзя браниться в городе (на территории школы пожалуйста, если хочешь, но в городе приходится иметь дело с менее свободной цивилизацией). Нельзя брать чужие вещи: школьник не может играть на пианино Нилла, но и Нилл не может трогать его велосипед. Единоличным решением Нилл решал только кадровые вопросы, искал учителей и увольнял, если видел, что они не годятся для школы.
Нила даже поражало, до какой степени дети верны своей демократии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Власть, которую они выбирали сами, не вызывала неприязни, ее всегда уважали. Ребенок, который нарушил закон школы, принимал наказание, как заслуженное, и часто бывало так, что наказанный на одном собрании становился председателем другого. Дети чувствовали, что сами управляют жизнью школы, собственной жизнью. У них не было начальников, потому что там, где есть начальники, никакой свободы нет. Только самоуправление, только практическая гражданственность, только уважение к человеческому достоинству! Нил и сам говорил, что его школа самая счастливая в мире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Школа Саммерхилл
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экзамены это зло

Расписание уроков составлялось только для педагогов. Дети ходили на те занятия, на которые хотели, а выбирать можно было из большого списка, от деревообработки до дипломатии, от физики и информационных технологий до психологии и садоводства. Если ребенку на уроке было скучно, он мог встать и уйти. Но скучно не было, и когда на собрании кто-то предложил ввести запрет неделю посещать занятия, как наказание за проступки, остальные запротестовали. Это было уж слишком сурово. Оказалось, что дети охотно и много учатся, если их к этому не принуждать. И не заставлять сдавать экзамены – Нилл был убежден, что экзамены это большое зло, в Саммерхилле их не было, как и школьной формы.

Но тут вот что: охотнее всего на уроки ходили дети, которые поступили в Саммерхилл еще дошколятами. А дети, у которых был опыт в других школах, ненавидели уроки дистиллированной ненавистью троечников. Обычно это проходило за три месяца, но чем строже были порядки в предыдущей школе, тем дольше требовалось времени на восстановление. В прошлых школах от детей по одному лекалу отрезали все, что казалось взрослым лишним: радость, инициативу, открытость, доверие к миру. Надо было ждать, пока все это отрастет заново. Рекорд поставила девочка из монастырской школы: она не ходила на уроки и била баклуши три года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Возможно, группа наших двенадцатилетних и не сможет конкурировать с обычным классом такого же возраста в чистописании, орфографии или дробях. Но на экзамене, требующем сообразительности, наши разбили бы их в пух и прах».

И когда Нилл устроил еженедельные занятия для педагогов по психологии, дети возмутились: это привилегия? Почему только для учителей? И после этого дети старше 12 лет раз в неделю набивались в комнату директора и вместе со взрослыми обсуждали по-настоящему важные вещи, от мастурбации до морали. Красной нитью педагогики Нила было: он на стороне детей. Если взрослый наказывает ребенка, стыдит его, укоряет, он не может быть на его стороне. Принятие, вот что важно. Восьмилетний пацан разбивал мячом окно и спокойно шел сообщать об этом. Он знал, что ему придется заплатить, но также знал, что никто будет злиться и читать ему нотаций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому дети Саммерхилла были открыты и принимали всех людей так же, как педагоги школы принимали их. Гости школы всегда поражались, насколько они приветливы, открыты и великодушны; как наследные принцы. И если в первое время Нилл часто проводил с некоторыми детьми личные уроки, которые были, по сути, сеансами психотерапии, то потом понял, что надобность в них невелика. Свобода лучшая терапия, она сама освобождает ребенка от комплексов.

Школа Саммерхилл
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь после школы

В своей книге о Саммерхилле Нилл рассказал, как сложилась жизнь его воспитанников. Был один мальчик, который жил в школе с семи до 15 лет, он игнорировал уроки и не вылезал из мастерской, где работал с деревом. Даже непонятно, как он научился и полюбил читать. Этот парень стал оператором на киностудии, и на него не могли нарадоваться: он просто горел своей работой, обожал ее и делал наилучшим образом. Еще один мальчик не мог научиться читать, он путал буквы, и его не принуждали. Он стал отличным токарем, любил свое дело, а читать научился уже взрослым, и никакой драмы в этом не было.

Саммерхилл не выпускает гениев. Он выпускает счастливчиков. Выпускники школы становились артистами и музыкантами, дизайнерами, из них получались отличные предприниматели, и все они были какими-то дельфинами в социальных водах: всем они нравились, все их любили. Педагогические неудачи у Нилла были тоже, но всегда с детьми, которые оказывались в школе лет в 15. Много лет все решения за них принимали взрослые, таким детям в Саммерхилле было скучно. Они там не приживались. Остальные дети после школы уверенно вскакивали на жизненную волну и бесстрашно отправлялись в волшебное путешествие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один мальчик уже в 16 лет сдал экзамены в университет, но решил, что счастливым его сделают другие вещи, уехал на Татити, собирал фрукты, пас овец в Новой Зеландии... Поступил в университет. Как-то Нилл завтракал с его деканом, и декан был в восторге от парня. Представляете, Александр, говорил он, все разъехались на каникулы, а ваш сказал, что ему интересно поработать рабочим на лесопилке!

Нажми и смотри


Видео

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для выпускников Саммерхилла жизнь была мешком Санта-Клауса, полным подарков и чудес. Но не для всех, уточнил бы сейчас великий педагог Александр Сазерленд Нилл, а только для детей «из хороших детских». И он имел бы в виду не количество денег у семьи, а любовь. Родители, которые любили своих детей настолько, что позволяли быть собой, стопроцентно доверяли школе, и ребенку не приходилось все время решать, кто прав: любимые родители или любимый Саммерхилл.