«Приличный стриптиз»: история бурлеска от начала до наших дней
Впервые бурлеск упоминается еще в рукописях эпохи Возрождения, но тогда так назывался вид комической поэзии. Бурлеск как шоу появился гораздо позже — в середине XIX века, когда спрос на массовые развлечения только зарождался, а кино и телевидения еще не существовало. Тогда Лидия Томпсон, танцовщица и по совместительству продюсер, придумала комедийное шоу под названием «Британские блондинки». Танцевальные номера включали в себя смесь комедийного и эротического. Правда, тогда девушки появлялись на сцене относительно одетыми.
Чем дальше, тем сильнее акцент смещался на визуальную составляющую: костюмы, хореография, пластика становились для постановки первостепенными. Бурлеск уже не равнялся на театральные представления. На сцене царила аура обольщения и кокетства.
В 1960-х по всему миру гремела сексуальная революция, на время остановившая развитие жанра. Лозунг «Больше тела, меньше шоу» превратил бурлеск в то, с чем его принято путать: в стриптиз. Конечно, он никогда не воспринимался как элитарный вид досуга, но обилие полуобнаженных тел в бурлеске всегда смягчалось акцентом на хорошо поставленное яркое шоу — в этом их основное отличие.
В 1990-е о бурлеске снова заговорили: жанр перекочевал на сцену бродвейских постановок. Большую роль в его возрождении сыграла Дита фон Тиз. Американская актриса, фотомодель и певица с детства занималась танцами, а в 19 лет начала подрабатывать в стриптиз-клубе. Ее номера строились на огромном количестве деталей, костюмы продумывались до мелочей: корсеты, чулки, перья и кружевное белье становились неизменными частями шоу. Известнейшим номером Диты традиционно считается «бокал мартини», в финале которого красавица оказывается внутри двухметровой чаши.
Ещё одной вехой в новейшей истории бурлеска можно назвать кинопремьеру бродвейского мюзикла «Чикаго» в 2002 году. В основе сюжета — история девушки по имени Рокси Харт, мечтавшей блистать на сцене, как ее кумир — эгоцентричная Вэлма Келли. В поисках славы Рокси попадает в тюрьму, где оказывается и Вэлма. Мюзикл хорошо передает трансформацию, которую прошел бурлеск: если внешняя атрибутика осталась прежней — нижнее белье, перья, яркий макияж, то само позиционирование жанра изменилось. На сцене появляются мужчины, уже меньше эротики и больше сюжета.
Фильм Роба Маршалла имел ошеломительный успех, во многом благодаря звездному актерскому составу. В картине в буквальном смысле блистали Ричард Гир, Кэтрин Зета-Джонс, Рене Зеллвегер и Куин Латифа. Как результат — шесть статуэток «Оскар» и российская версия шоу от Филиппа Киркорова, где король поп-сцены сам же исполнил главную мужскую роль.
Фильм рассказывает историю девушки с чудесным голосом по имени Али, которая отправилась покорять Лос-Анджелес и устроилась на работу в ночной клуб. Создатели картины обратились к классическому бурлеску середины 60-х: ультракороткие костюмы, яркий макияж и обилие декораций словно отправляют зрителя на полвека назад.
Бурлеск в 2010-х не обошел и музыкальную индустрию. В 2013-м группа 30 Seconds To Mars сняла клип на песню Up in the air, в котором снялась Дита фон Тиз. Артистка предстала в ярко-розовом платье-корсете, украшенном сотнями кристаллов Swarovski. Образ звезды бурлеска поддерживал механический розовый бык, на котором Дита исполняла танцевальный номер.
Самый свежий повод вспомнить о бурлеске — премьера сериала «Пенниуорт». Одну из главных ролей исполнила актриса Эмма Коррин. Ее героиня — девушка по имени Эсми, возлюбленная Альфреда Пенниуорта, которая вечерами танцует в кабаре и мечтает однажды стать звездой сцены.
Именно похищение героини становится завязкой сюжета. Девушка против своей воли впутывается в сложную историю противостояния могущественных группировок Лондона. К слову, в сериале глаз не отвести не только от Эсми. Декорации и костюмы всех персонажей выполнены в строгой стилистике эпохи 1960-х. Небольшой спойлер: одним из героев сериала станет действующая королева Великобритании Елизавета II.