«Питекантроп», который понимал женщин: 10 фактов о создателе Natura Siberica
Сделал первую по-настоящему успешную органическую марку
Андрей Трубников придумал «Бабушку Агафью» в 2003 году. Он рассказывал, что пообщался с десятками бабушек-травниц и адаптировал их рецепты для производства. Травяные шампуни уже были в магазинах, но они «были безликими». Бизнесмен полтора года работал с художником, перерисовывая и перерисовывая лицо старушки. То оно казалось «слишком немецким», то «слишком строгим»: портрет смотрел на Андрея из ванной каждый день. Наконец, он получил подходящий вариант. Он сделал ставку на персонализацию — и не прогадал.
Когда Трубников закрепил успех, он решил двигаться дальше: создать бренд полностью органической косметики. Не просто «из трав», а из трав, собранных в экологически чистых регионах вручную. Он придумал работать с травами не при высоких температурах, а под высоким давлением — так они лучше сохраняли свои полезные свойства — и использовать минимум синтетических ингредиентов и отдушек. Так появилась Natura Siberica, после — Organic Shop и Planeta Organica.
Казалось, для него нет ничего невозможного: для бренда Natura Siberica он выращивал гектары облепихи и родиолы розовой, для Organic Shop и Planeta Organica — импортировал экзотические ингредиенты со всего света. Нужно лосиное молоко — договаривался с лосиными фермами, нужны панты оленя — будут панты оленя. Сейчас у компании есть 22 га земли в Хакасии, 5 га в Эстонии, земля на Сахалине и Камчатке.
Разорился
Андрей Трубников откровенно рассказывает, что в юности мечтал стать поваром: чтобы получать зарплату и красть продукты. Но обошлось — стал бизнесменом. После Перестройки он занялся импортом алкоголя: ввозил коньяк и шампанское, выгодно продавал, заработал на квартиру. А в «черный понедельник» 1998 проснулся нищим. Дефолт рубля оставил его с колоссальными долгами — пришлось продать квартиру, чтобы расплатиться. Казалось все, конец. Но Андрей не сдался.
Снова заработал и преуспел
Последние оставшиеся деньги разорившийся бизнесмен хотел вложить в торговлю живым товаром — курами. Отговорила жена: она мыла посуду популярным в 90-е импортным моющим средством и пожаловалась на его дороговизну. «А почему бы нам не производить свое, отечественное, да еще и дешевле?» Из этой фразы, можно сказать, вырос весь бизнес Андрея Трубникова.
Оставшиеся деньги он вложил в формулу моющего средства, нашел бизнес-партнера, разработал классную упаковку и снова вышел на рынок. В модную упаковку пробки приходилось загонять тисками. Первые партии нового геля для мытья посуды развозили сами — на стареньком «Москвиче», который чуть не царапал днищем асфальт. А потом пришел успех.
Андрей Трубников стал первым бизнесменом, который поставил российскую косметику на зарубежные рынки. Сначала — Украина, а потом его косметика появилась в британских бюджетных супермаркетах Tesco и роскошном Harrod’s. Бизнесмен планировал захватить и американский рынок: ингредиенты доставлять самолетами и делать косметику на местных производствах. Немного не успел.
Потратил за месяц 5 млн. рублей на кедровые орешки
Андрей Трубников, кажется, был немного авантюристом: сам он это называл «быть космонавтом». Он делил людей на «космонавтов», которые делают крутые и оригинальные стартапы, не считаясь со средствами и «нормальностью» — и на «биороботов». Биороботы, по словам бизнесмена — те, кто скрупулезно ведет бухгалтерию, заполняет таблицы и вводит KPI. Биороботы нужны, чтобы вернуть из космоса задохнувшегося первопроходца.
Сам основатель Natura Siberica мог потратить 200 000 на премию консультантке, которая показала отличное знание товара. Он установил в одном из московских магазинов точку, на которой сотрудник превращал кедровые орешки в кедровое масло — вручную. Один из «биороботов» посчитал, что за месяц бизнес потратил на орешки 5 млн. рублей. Точку пришлось закрыть.
Не хотел развращать детей деньгами
Андрей Трубников не подготовил преемников. Он всегда говорил, что дети должны сами заработать свой капитал. Он не хотел, чтобы они пришли на все готовое. Никто из троих детей так и не включился в отцовский бизнес: старшая дочь уехала учиться в Японию и осталась; у сына собственный бизнес. Только младшую дочь Андрей приглашал на стажировки — возможно, она все же захочет подхватить бразды правления.
Называл себя питекантропом
«Тупой я по IQ, питекантроп. Cам не понимаю, как сделал такую компанию c таким низким IQ», — говорил Андрей Трубников. Он не скрывал, что не обладает какими-то глубокими познаниями в маркетинге или создании бизнеса и всегда шел своим путем.
Сам оформлял витрины
Бизнесмен построил вертикаль, в которой все было замкнуто лично на него. Он согласовывал вывески бренд-менеджерам, проверял свет в новых магазинах. В одном из магазинов, чтобы привлечь клиентов на второй этаж, он рассадил на лестнице плюшевых зверей. Все игрушки он выбрал и купил лично. В другом магазине он поселил живых сов — защитники животных не одобрили такое жилище для пернатых. Андрей рассказывал, что сов он лично купил на птичьем рынке, сам их кормил и ухаживал за ними. Говорил, что дал им шанс на лучшую жизнь.
В какой-то момент он отказался от услуг нанятых декораторов витрин. Ему казались неоригинальными головы оленей и медведей за стеклом. Однажды он увешал всю витрину сверкающими шарами: «это привлекает внимание», — сказал бизнесмен.
Не верил в рекламу
Идеолог органической косметики вообще не верил в рекламу. Он принципиально отказывался платить за рекламу на телевидении или за наружную рекламу. Андрей Трубников верил, что это разрушит доверие между брендом и покупателем. Вместо этого он гордился «сарафанным радио» в Интернете и тем, что банки Siberica стоят в президентских номерах люксовых отелей — и рекламируют Россию и российскую косметику зарубежом. Правда, он «нативной рекламы» в глянце не отказывался — органической косметике посвящали целые развороты.
Вместо роликов на ТВ бизнесмен придумал экстремальное Youtube-шоу: покупатели отправлялись в самые отдаленные уголки мира, там собирали ингредиенты, а потом участвовали в создании косметики на производстве.
Ходил с сушеной жабой на шее
В одном из таких отдаленных уголков Андрей Трубников обзавелся сушеной жабой. Он много лет не расставался с этим украшением, о жабе писали в газетах, о ней спрашивали на интервью. Кажется, бизнесмену просто нравилось эпатировать и сбивать с толку собеседника. Но был у жабы и сакральный смысл: это амулет-кошелек, который должен приносить обладателю деньги. Основатель Siberica уверен, что бизнес пошел в гору именно после покупки жабы.
Придумал средство, которое можно использовать 18 способами
Андрей Трубников делал ставку на роскошь и доступность одновременно. Цена должна быть низкой, а ощущения от покупки — роскошными. Отсюда и продуманный дизайн: шероховатые матовые этикетки Natura Siberica, коричневые, похожие на керамические, пузырьки Planeta Organica, золотое тиснение на этикетках. Даже у бюджетных «Рецептов Бабушки Агафьи» была продуманная бутылочка «под старину» и бумажный рецепт, приложенный к каждому флакончику.
Правда, кризис заставил бизнесмена немного сместить приоритеты. Вместо запуска экстра-люксовой косметики для собственного SPA, он сосредоточился на супербюджетном сегменте. «Рецепты» стали выходить в дойпаках — упаковках, как для майонеза. А еще Андрей Трубников изобрел чудо-средство, которое можно использовать 18 разными способами: шампунь, гель для душа, гель для стирки штор, средство для чистки хрусталя... В общем, пока люди сочиняли анекдоты об универсальном средстве для мужчин, бизнесмен действовал.
Самый счастливый момент — продажа куртки в комиссионке
В жизни и бизнесе Андрея Трубникова было много взлетов и падений. Но самое счастливое воспоминание — из далеких 90-х. У них с женой тогда кончились все деньги, до последней копейки. Что делать? Андрей понес закладывать в комиссионку кожаную куртку, как вдруг обнаружил в кармане 100 долларов. На эти деньги они с женой закатили настоящий пир: купили продуктов, колбасы, водки...