Пилот Магуба боевое задание выполнила
За Севастополь!
Как-то Магуба вела тяжелую, почти перегруженную машину к фашистскому аэропорту. Ее штурман Таня уже увидела аэродром, забитый «юнкерсами»: подходим к цели! И тут – прожекторы и над Северной и над Южной бухтами; самолет Магубы взяли в световые клещи, стена зенитных разрядов приближалась к самолету с каждой секундой. Вдруг он потерял управление, и, как пьяный, стал падать на землю. Прожекторы погасли – враги решили, что самолет сбит. А Магуба, упав на полкилометра, успела выровнять машину. Они с Таней были живы и невредимы, но мотор поврежден. Они решили: не долетят до родного берега, так значит, судьба утонуть в море, но в плен не сдадутся.
Самолет как будто понимал, каких девчонок ему нужно спасти, и тянул, тянул, не умирал, из последних сил тяжело летел над морем... Мотор чихал, замирал на несколько минут, снова оживал... Потом взревел напоследок и смолк. Внизу была вода, но вдруг – толчок! Машина приземлилась колесами в гальку на советском берегу, а хвост остался в Черном море. Пилот Сыртланова боевое задание выполнила, очередное из 780. Магуба опять выжила, она опять уцелела. Они с Таней бросили друг к другу в объятия. Как он тогда сказал? «Хрупкое создание»? Ну смешно, да.
Мечта о небе
Магуба никогда не думала, что ей труднее, чем другим. Она родилась 15 июля 1912 года под Уфой, в семье купца Хусана Рахманкулова. В двадцатые годы семья спряталась от советской власти, тогда многие так делали на просторах Средней Азии; со времен Чингис-хана живет поговорка, что в степи легче песчинку найти, чем человека. Магуба всю жизнь жила под фамилией родственников: Сыртланова. По этой линии корни у нее были безупречно-крестьянские. Но когда после школы она поступила в медицинский институт в Ташкенте, ее все же «вычистили» за непролетарское происхождение. И вот она мотальщица на шелкомотальной фабрике; ничего, не хуже других профессия. Но. Было, конечно, это самое «но».
Это было, как озарение, как удар синей молнии: она поняла, что хочет летать, что может летать и будет летать. Мечта выглядела несбыточной, а девушка сразу же начала действовать. Она уволилась с фабрики, разыскала курсы техников-изыскателей, поступила: с таким образованием ее приняли на работу в Среднеазиатское управление воздушных линий. Она искала площадки для посадки самолетов, работала честно и хорошо, и без отрыва от производства убеждала начальство отправить ее в летное училище, в город Балашов под Саратовым. Убедила, поступила! До мечты оставалось полшага, и тут в училище приходит приказ об обязательном отчислении всех учащихся женского пола. Всех девушек отчислили.
Техника пилотирования
Это был тупик. Магуба чувствовала себя хуже, чем после отчисления из медицинского. Она снова не подходила, теперь не происхождение подкачало – пол. Можно было опустить голову и отправиться обратно в Ташкент, на фабрику, мотальщицей. Или... Магуба перевелась в Тбилиси, потому что там был аэроклуб, и там уж она всем показала, на что способна. Работать она устроилась мотористкой в авиаремонтные мастерские при Тбилисском Управлении Гражданской авиации. Она прекрасно знала машину, а техника пилотирования у нее была лучше, чем у большинства членов автоклуба. многих коллег мужского пола. Ее назначили инструктором. И когда началась война, Магуба Сыртланова стала командиром звена 26-й авиашколы первоначального обучения Закавказского фронта. Она готовила летчиков и добивалась отправки на фронт. Командир эскадрильи майор Восканян сам рвался на фронт, а Магубу отговаривал —на фронте нужны летчики-ночники, которые хорошо знают тактику боя, а она? Ну да, пилот она отличный, а вот схватят ее прожекторы в свои лучи — что будет делать?
Но Магубу было не остановить. Она дошла до генерала, командующего 4-й воздушной армией Константина Вершинина, и ее приняли в 46-й гвардейский авиационный женский полк ночных бомбардировщиков.
Ночные ведьмы
Туда брали самых лучших, и то – им приходилось проходить переподготовку. Почти всем «ночным ведьмам» было 17-22 года, тридцатилетняя Магуба была одной из самых старших, но у всех девчонок было по 200 боевых вылетов! И она наверстывала: изучала инструкции и учебники, тренировалась над аэродромом: училась обходить зенитки, ускользать от прожекторов... Через две недели ее включили в боевой состав полка, и вот она уже рапортует командиру эскадрильи:
Гитлеровцы ненавидели «ночных ведьм». Они были бесстрашными, дерзко вели самолеты невысоко над землей, прорывались к складам, железнодорожным узлам, штабам, разносили их в клочья, а через час, как будто насмехаясь, могли вернуться, чтобы добить объект и зафиксировать результат. С малой высоты бомбы падали точно в цель. А у Магубы был талант – она в самую безлунную и беззвездную ночь она могла разглядеть человека с трехсотметровой высоты и ей даже не приходилось, как подругам, ориентироваться на горящий огонек сигареты. И она была великим воином и ничего не боялась. Скоро гитлеровцы стали рассказывать про нее страшные истории, которые бежали впереди Магубы от Кавказа до Восточной Пруссии, по всему ее боевому пути.
Жизнь «ведьмы» после войны
Когда закончилась война, у нее были: два орда Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а в 1946 году появилось и звание Героя Советского Союза. Этим набором она поработала немного в грузинской сельхозавиации, а потом уехала поближе к малой родине, в Казань, и работала контролером на оборонном заводе. Она часто встречалась со школьниками, рассказывала им про войну, как-то даже шинель подарила школьному музею. А умерла рано, в 59 лет, болела, как и все фронтовики. И в этот день у земли стало меньше неба...