Первой сняла паранджу. Как женщины Афганистана боролись за свои права

Они были первыми женщинами в стране, получившими высшее образование, пришедшими в политику и боровшимися за свои права.
Первой сняла паранджу. Как женщины Афганистана боролись за свои права
Getty Images

Есть известная фотография, на которую сейчас невозможно смотреть без слез. На ней идут по улице молодые женщины, одетые, как тогда, в семидесятые, одевались во всем мире: короткие юбки, красивые воротники, туфли с широкими каблуками. Они идут и улыбаются, но – они идут и улыбаются по улице Кабула. Этих женщин не заставили надеть традиционную исламскую одежду, они вышли без сопровождения мужчин, они идут, кажется, на лекции, или на работу, или купить билеты в путешествие. В семидесятых женщины в Кабуле все это могли. В семидесятых в Афганистане на государственном уровне декларировалось гендерное равенство, были запрещены принудительные браки, появлялись женские движения, женщины шли во власть – а раньше многие из них долго боролись за то, чтобы стало вот так. Тогда казалось – навсегда, возврата к дикости больше не будет. Оказалось, что нет. Что ж, как говорил по другому поводу известный российский диссидент, «встать мы не смогли, но и приподняться дорогого стоили». Если бы Анахита и ее подруги могли, они бы сделали все так же.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Афганистан женщины талибан
Getty Images

«Моя тетя – не коза!»

Анахита Ратебзад была первой женщиной Афганистана, которая сняла паранджу. Ей повезло родиться в хорошей семье, где не считалось, что предел мечтаний женщины – быть прислугой мужчины. Отец Анахиты, писатель Ахмад Ратебхан, был прогрессивным человеком либеральных взглядов, входил в группу составителей первой афганской конституции, принятой в 1923 году (Анахита родилась в 1931). Ахмад несколько лет издавал свое СМИ, которое объясняло читателям необходимость реформ. В такой семье Анахите жилось лучше, чем большинству девочек страны. А на эпизод, который сформировал ее мировоззрение, многие ее соотечественницы вообще не обратили бы внимания. Если честно, такое и для многих современных россиянок – обычное дело. А случилось вот что.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анахита Ратебзад
Анахита Ратебзад
Wikipedia

Летом Анахита всегда жила за городом, у дяди с тетей, бегала в саду, играла с козами. Осенью возвращалась в Кабул. Однажды она пришла из школы и увидела дядю, он приехал в гости. Ура! «Как там мои козы, что делают?». «Одна коза у вас в гостиной сидит», — буркнул дядя. В гостиной сидела его жена. Анахита никогда не забывала, как обидно ей было в тот момент: за тетю, за себя, за всех женщин. Но она не заплакала и не убежала. В десять лет эта девочка уже была борцом, она закричала дяде в лицо: «Моя тетя не коза!».

С этого дня я решила посвятить свою жизнь борьбе, доказать, что афганская женщина — гораздо больше того слова, которым может наградить её самодовольный супруг.

Пассионария

Когда власть в стране сменилась, отец Анахиты не отказался от своих взглядов. Он выпускал листовки, разоблачающие коррупцию в монархических кругах, попал в тюрьму, был выслан из страны и умер в изгнании. После его смерти для Анахиты и ее мамы наступили трудные времена. Мама девочки нанималась стирать белье, на это они и жили, и Анахита даже смогла окончить среднюю школу и курсы медсестер. Но выживать было трудно... Возможно, поэтому уже в 15 лет она вышла замуж за доктора, хирурга при дворе монарха. С ним она уехала в США и там, не теряя времени, училась в медицинском училище в Чикаго. Вернувшись в Кабул с американским дипломом фельдшера, она устроилась работать директором школы медсестер (это в 21 год!). А в 26 лет она поступила в Кабульский университет. Раньше такой возможности у женщин в Афганистане не было, но на дворе стояли пятидесятые, и ветер свободы прилетел даже в Афганистан. Анахта и ее однокурсницы, выпускницы 1963 года стали первыми женщинами с высшим образованием в стране.

Анахата Ратебзад, доктор медицины, до чего же здорово звучит!

В университете она увлеклась гражданским активизмом, была лидером и кумиром многих девушек. Очень красивая и бесконечно смелая, она горела сама и зажигала других. Тогда ее стали называть Пассионарией. В те годы в стране шла важная правительственная кампания, женщин призывали снять паранджу. Анахита была первой в стране, кто это сделал, тем более, что призывала женщин к этому еще во времена монархии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Женщины афганистана
Getty Images

Демократическая организация афганских женщин

В 1965 году в афганский парламент впервые выбрали женщин. парламент. Всего четверых: Анахиту, Хадиджу Ахрари, Масуму Эсмати Вардак и Рокиею Абубакр. В парламенте, стало понятно, какой Анахита отважный боец и блестящий оратор. Она смело критиковала реакционные порядки, и от того, что она говорила, у мужчин, желающих снова надеть на женщин чадру глаза наливались кровью. Однажды ее и других депутатов с демократическими взглядами избили прямо в парламенте. Анахиту это не остановило и не испугало, она продолжала свою борьбу и организовала ДОАЖ, Демократическую организацию афганских женщин. Благодаря ей тысячи женщин смогли заниматься политикой, они выходили на митинги, они публично выступали и учились отстаивать свои интересы на всех уровнях жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Личная жизнь Анахиты бесила людей не меньше, чем ее гражданская позиция. Что было между ней и ее соратником Бараком Кармалем, главой Афганистана в 1979-1986 годах? Были они просто друзьями и единомышленниками, или любовниками?

Вся страна обсуждала: эта женщина совсем обнаглела, любит, кого хочет!

У Пассионарии была бурная жизнь. Ее держали на домашнем аресте после государственного переворота, а вышла оттуда она уже государственным деятелем. Потом ее «сослали» послом в Югославию, зато вернулась она министром просвещения. Она добилась запрета ранних браков, она добилась запрета выдавать женщин замуж насильно. В 1986 году, после очередного государственного переворота она потеряла все свои государственные должности, а в 1992 году, когда к власти пришли талибы, эмигрировала – Индия дала ей политическое убежище. Умерла эта поразительная женщина в Германии в 2014 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рассказ служанки

Пассионария прожила достойную жизнь свободного человека. Она говорила: у женщин Афганистана с рождения должны быть равные с мужчинами права на медицинское обслуживание, образование, работу и свободное время. Они с подругами боролись за равенство. Иногда им казалось, что они победили...

Женщины афганистана при Талибане
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

15 августа этого года боевики движения «Талибан» (признано в России террористической организацией и запрещено) взяли Кабул без боя. Страна уже была под властью талибов в 1996-2001 годах, и в эти годы прав у женщин было не больше, чем у домашнего скота. Женщинам запрещалось учиться, они не могли выходить из дома без сопровождения родственника мужского пола (даже ребенка, у маленького мальчика прав было больше, чем у взрослой женщины), обращаться за помощью к врачу, если он мужчина, заниматься политикой. Женщины должны были носить паранджу. Специальное Министерство по пропаганде добродетели и предотвращению порока следило за их поведением. Представители министерства разъезжали по всей стране и публично унижали и хлестали по щекам женщин, которые смели нарушать правила. С тех пор прошли годы, и вдруг женщины в считанные дни оказались в «Рассказе служанки»? Сейчас за ситуацией в стране следят женские правозащитные организации во всем мире, они распространяют информацию, собирают пожертвования. Человеческая жизнь и человеческое достоинство важнее всего; сегодня душой мы с нашими сестрами в Афганистане.

Нажми и смотри