Первой сняла паранджу. Как женщины Афганистана боролись за свои права
Есть известная фотография, на которую сейчас невозможно смотреть без слез. На ней идут по улице молодые женщины, одетые, как тогда, в семидесятые, одевались во всем мире: короткие юбки, красивые воротники, туфли с широкими каблуками. Они идут и улыбаются, но – они идут и улыбаются по улице Кабула. Этих женщин не заставили надеть традиционную исламскую одежду, они вышли без сопровождения мужчин, они идут, кажется, на лекции, или на работу, или купить билеты в путешествие. В семидесятых женщины в Кабуле все это могли. В семидесятых в Афганистане на государственном уровне декларировалось гендерное равенство, были запрещены принудительные браки, появлялись женские движения, женщины шли во власть – а раньше многие из них долго боролись за то, чтобы стало вот так. Тогда казалось – навсегда, возврата к дикости больше не будет. Оказалось, что нет. Что ж, как говорил по другому поводу известный российский диссидент, «встать мы не смогли, но и приподняться дорогого стоили». Если бы Анахита и ее подруги могли, они бы сделали все так же.
«Моя тетя – не коза!»
Анахита Ратебзад была первой женщиной Афганистана, которая сняла паранджу. Ей повезло родиться в хорошей семье, где не считалось, что предел мечтаний женщины – быть прислугой мужчины. Отец Анахиты, писатель Ахмад Ратебхан, был прогрессивным человеком либеральных взглядов, входил в группу составителей первой афганской конституции, принятой в 1923 году (Анахита родилась в 1931). Ахмад несколько лет издавал свое СМИ, которое объясняло читателям необходимость реформ. В такой семье Анахите жилось лучше, чем большинству девочек страны. А на эпизод, который сформировал ее мировоззрение, многие ее соотечественницы вообще не обратили бы внимания. Если честно, такое и для многих современных россиянок – обычное дело. А случилось вот что.
Летом Анахита всегда жила за городом, у дяди с тетей, бегала в саду, играла с козами. Осенью возвращалась в Кабул. Однажды она пришла из школы и увидела дядю, он приехал в гости. Ура! «Как там мои козы, что делают?». «Одна коза у вас в гостиной сидит», — буркнул дядя. В гостиной сидела его жена. Анахита никогда не забывала, как обидно ей было в тот момент: за тетю, за себя, за всех женщин. Но она не заплакала и не убежала. В десять лет эта девочка уже была борцом, она закричала дяде в лицо: «Моя тетя не коза!».
Пассионария
Когда власть в стране сменилась, отец Анахиты не отказался от своих взглядов. Он выпускал листовки, разоблачающие коррупцию в монархических кругах, попал в тюрьму, был выслан из страны и умер в изгнании. После его смерти для Анахиты и ее мамы наступили трудные времена. Мама девочки нанималась стирать белье, на это они и жили, и Анахита даже смогла окончить среднюю школу и курсы медсестер. Но выживать было трудно... Возможно, поэтому уже в 15 лет она вышла замуж за доктора, хирурга при дворе монарха. С ним она уехала в США и там, не теряя времени, училась в медицинском училище в Чикаго. Вернувшись в Кабул с американским дипломом фельдшера, она устроилась работать директором школы медсестер (это в 21 год!). А в 26 лет она поступила в Кабульский университет. Раньше такой возможности у женщин в Афганистане не было, но на дворе стояли пятидесятые, и ветер свободы прилетел даже в Афганистан. Анахта и ее однокурсницы, выпускницы 1963 года стали первыми женщинами с высшим образованием в стране.
В университете она увлеклась гражданским активизмом, была лидером и кумиром многих девушек. Очень красивая и бесконечно смелая, она горела сама и зажигала других. Тогда ее стали называть Пассионарией. В те годы в стране шла важная правительственная кампания, женщин призывали снять паранджу. Анахита была первой в стране, кто это сделал, тем более, что призывала женщин к этому еще во времена монархии.
Демократическая организация афганских женщин
В 1965 году в афганский парламент впервые выбрали женщин. парламент. Всего четверых: Анахиту, Хадиджу Ахрари, Масуму Эсмати Вардак и Рокиею Абубакр. В парламенте, стало понятно, какой Анахита отважный боец и блестящий оратор. Она смело критиковала реакционные порядки, и от того, что она говорила, у мужчин, желающих снова надеть на женщин чадру глаза наливались кровью. Однажды ее и других депутатов с демократическими взглядами избили прямо в парламенте. Анахиту это не остановило и не испугало, она продолжала свою борьбу и организовала ДОАЖ, Демократическую организацию афганских женщин. Благодаря ей тысячи женщин смогли заниматься политикой, они выходили на митинги, они публично выступали и учились отстаивать свои интересы на всех уровнях жизни.
Личная жизнь Анахиты бесила людей не меньше, чем ее гражданская позиция. Что было между ней и ее соратником Бараком Кармалем, главой Афганистана в 1979-1986 годах? Были они просто друзьями и единомышленниками, или любовниками?
У Пассионарии была бурная жизнь. Ее держали на домашнем аресте после государственного переворота, а вышла оттуда она уже государственным деятелем. Потом ее «сослали» послом в Югославию, зато вернулась она министром просвещения. Она добилась запрета ранних браков, она добилась запрета выдавать женщин замуж насильно. В 1986 году, после очередного государственного переворота она потеряла все свои государственные должности, а в 1992 году, когда к власти пришли талибы, эмигрировала – Индия дала ей политическое убежище. Умерла эта поразительная женщина в Германии в 2014 году.
Рассказ служанки
Пассионария прожила достойную жизнь свободного человека. Она говорила: у женщин Афганистана с рождения должны быть равные с мужчинами права на медицинское обслуживание, образование, работу и свободное время. Они с подругами боролись за равенство. Иногда им казалось, что они победили...
15 августа этого года боевики движения «Талибан» (признано в России террористической организацией и запрещено) взяли Кабул без боя. Страна уже была под властью талибов в 1996-2001 годах, и в эти годы прав у женщин было не больше, чем у домашнего скота. Женщинам запрещалось учиться, они не могли выходить из дома без сопровождения родственника мужского пола (даже ребенка, у маленького мальчика прав было больше, чем у взрослой женщины), обращаться за помощью к врачу, если он мужчина, заниматься политикой. Женщины должны были носить паранджу. Специальное Министерство по пропаганде добродетели и предотвращению порока следило за их поведением. Представители министерства разъезжали по всей стране и публично унижали и хлестали по щекам женщин, которые смели нарушать правила. С тех пор прошли годы, и вдруг женщины в считанные дни оказались в «Рассказе служанки»? Сейчас за ситуацией в стране следят женские правозащитные организации во всем мире, они распространяют информацию, собирают пожертвования. Человеческая жизнь и человеческое достоинство важнее всего; сегодня душой мы с нашими сестрами в Афганистане.