Ни в какие рамки: 5 скандальных рекламных кампаний, которые запомнились надолго
Если мимо вас прошла весьма успешная роль Джереми Аллена Уайта в нашумевшем сериале «Медведь», то его участия в кампании Calvin Klein вы не заметить не могли, ведь она мгновенно поставила актёра в один ряд с признанными секс-символами Голливуда. Но сегодня мы не об этом, а о менее удачной рекламы бренда, из-за которой на неё обрушилась целая лавина жалоб. Речь о плакате с надписью «Calvin’s или ничего», выпущенном весной прошлого года. На нём певица FKA Twigs позирует в джинсовой рубашке бренда, наброшенной на полностью обнажённое тело. Одежда при этом не скрывает часть груди, ягодицы и бедра звезды.
В письмах, поступивших в Управление по стандартам рекламы Великобритании (The Advertising Standards Authority, ASA), рекламу назвали «чрезмерно сексуализированной», объективизирующей женщин и демонстрирующей женское тело оскорбительным образом — об этом сообщает издание Daily Mail. Рекламу запретили, хотя сам бренд настаивает, что выпускал похожую рекламу в Великобритании несколько лет подряд, и жалоб на нее не было.
Ответственные британские подданные также обрушили гнев и на самую высокооплачиваемую модель в мире — Кендалл Дженнер, ставшей лицом той же рекламной кампании. Но ASA не нашло никаких признаков женской объективизации в кадрах с её участием.
Чьи маркетинговые стратегии также прошли мимо кассы, стоили брендам репутации и миллионных убытков? Вспоминаем самые скандальные рекламные кампании прошлых лет.
Кровавая реклама от Dettol
В 2010-х годах бренд многоцелевых дезинфицирующих средств Dettol выбрал довольно странный способ продвижения своего нового чистящего средства — компания выпустила рекламную кампанию, в которой позиционировала свой продукт как очень нужную вещь для уборки... после убийства.
Мы, конечно, можем ошибаться, но всё-таки мы склонны полагать, что целевая аудитория Dettol — не то, чтобы сплошь маньяки и убийцы. Вряд ли среди зрителей нашлось хоть сколько бы значимое число людей, которые, увидев сие маркетинговое чудо, воскликнули: «Да, это то, что я искал!» Скорее всего, не нашлось. Мы надеемся, что не нашлось. По-прежнему остаётся загадкой, как эта реклама прошла даже стадию идеи.
«Пересядь с иглы»: скандальные слоганы Reebok
Российское отделение спортивного бренда Reebok страшными картинками пугать никого не стало. Но три года назад компания шокировала подписчиков ныне запрещённой сети несколькими плакатами с провокационными слоганами: «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо», «Когда говорят "носить на руках", представляю, как меня носят в гробу», «Прикрыла соски, чтобы вы не порезались».
Кампания, проходившая под хештегами #НИВКАКИЕРАМКИ, объединила бойца ММА Юстыну Грачык, чемпионку Европы по спортивной борьбе Анджелику Пиляеву и создательницу телеграм-канала «Женская власть» Залину Маршенкулову с одной лишь целью — развеять мифы о традиционно женских и мужских занятиях. Однако в отличие от западного оригинала локальная версия рекламы оказалась слишком жёсткой, провокационной и саркастичной. Кампанию Reebok встретили без восторга. И это даже мягко сказано: на самом деле в адрес бренда посыпались тысячи возмущённых комментариев от подписчиков. Дело приняло настолько серьёзный оборот, что модераторам аккаунта пришлось спешно удалять пост. Позже кампания возобновилась, но уже с другими плакатами и другим посылом.
По заявлению автора кампании, маркетолога Александра Голофаста, изначально руководство Reebok в России акцию одобрило — его слова приводит РБК.Стиль. Но после общественного резонанса потребовало рекламу удалить. А сам Голофаст поспешил оправдаться, что ничего плохого в виду не имелось, а цитаты должны были сыграть на теме раскрепощения и борьбы со стереотипами. Но не получилось.
Nivea и оторванная голова
Что-то частят бренды с темой нанесения вреда. Вспомним ещё одну рекламную акцию, которую также пришло спешно сворачивать. В 2011 году косметическая компания Nivea выпустила рекламу, в которой один афроамериканец с короткой стрижкой выбрасывает голову другого, с пышной шевелюрой. «Выгляди так, будто тебе не плевать. Вернись к цивилизации!» — этим слоганом бренд призывал мужчин бриться, стричься, не зарастать, что в общем-то стандартно и нормально для производителя косметических средств, но форма подачи...
Компания подверглась жёсткой критике. В социальных сетях даже стартовали челленджи, в которых пользователи в кадре выбрасывали всю продукцию Nivea, «возвращаясь к цивилизации». В итоге бренд был вынужден признать поражение и удалить рекламу.
Tom Ford и излишняя откровенность
Для человека, которому лишь немного за 60, Том Форд уже оставил очень весомый след в индустрии моды. Его костюмы — «острые как нож» (недаром их носит сам агент 007!), а уж реклама бренда и подавно. Несколько раз её пришлось запрещать, потому что перебор.
В 2007 году дизайнер-провокатор скооперировался с эпатажным фотографом Терри Ричардсоном, чтобы представить миру свою первую линию мужского парфюма Tom Ford For Men. На кадрах флаконы с духами оказались зажаты у полностью обнажённой девушки между ног и грудями. Кожа лоснилась от масла и выглядели снимки не просто эротично, но и провокационно, шокирующе. Задачу Ричардсон выполнил — без внимания реклама не осталась. Но откровенность снимков подверглась резкой критике. Во многих странах кампанию спешно свернули из-за решения властей.
Benetton Group и запретный поцелуй
В ноябре 2011 года в центре скандала оказался известный итальянский бренд Benetton, который, запустив рекламную кампанию UNHATE, оказался объектом праведного гнева самого... Папы Римского. Дело в том, что ключевой темой кампании были выбраны дружеские приветственные поцелуи между лидерами мировых держав, символизирующие универсальный язык любви. А посыл концентрировался на теме борьбы с дискриминацией. Однако идею маркетологов поняли не все, и реклама вызвала многочисленные споры.
Вскоре в адрес компании стали приходить официальные запросы на удаление некоторых снимков — например, постера с Папой Римским Бенедиктом XVI и египетским имамом Ахмедом Эль-Тайебом — такая подача материала не понравилась Ватикану. Высшее руководство католической церкви рассмотрело в рекламной кампании Benetton оскорбления чувств верующих, пренебрежение и неуважительное отношение к Папе Римскому. Бренд допустил роковую ошибку, не получил согласия мировых лидеров на использование и редактирования их снимков. Правда, полностью от рекламы отказываться Benetton не стал, а только лишь убрал те фото, на которые поступили жалобы.