«Не считаю работу с животными в цирке гуманной»: 10 вопросов женщине-клоуну
Как попали в профессию?
В профессию я попала случайно, хотя с детства у меня было ощущение, что буду работать на сцене. Но кем именно стану, не знала. В итоге окончила ВТМЭИ (творческая мастерская эстрадного искусства — Прим. Ред.) имени Л. С. Маслюкова. Изначально поступала на вокал, однако влюбилась в пантомиму и перевелась на «Отделение оригинального жанра». В моем дипломе так и написано: «Актриса оригинального жанра». Сейчас мне 36 и я клоун-мим театра «Kanikuly». Вероятно это и можно назвать судьбой, так как профессия выбрала меня сама.
Как с годами меняется профессия?
В 2000-х, когда я начинала ее осваивать, мимов было мало, но все они были мастерами своего дела. Затем жанр стал популярнее. Сейчас можно найти фестивали, семинары, и даже детские лагеря, посвященные клоунаде. Это здорово!
Сколько зарабатывает клоун?
Волка ноги кормят — это можно сказать и про актера. Заработок зависит от сложности и продолжительности проекта. Всегда по-разному получается, но не меньше 50 тысяч рублей в месяц точно. Эту сумму можно получить при совсем небольшой загруженности.
Вообще, площадки для выступлений часто бывают непредсказуемы. Например, недавно делали мини-спектакль получасовой на выставке «Россия» на ВДНХ, а зимой показывали новогоднее представление в ЦДРИ. Раньше ездили во Францию на фестиваль, уезжали на 1,5 месяца. Давали сразу по несколько программ в день. Но потом случилась пандемия и всё прикрыли. Надеемся, что скоро вернёмся туда.
Без каких навыков не обойтись клоуну?
Клоун должен уметь всё, среди его инструментов пластика, актерское мастерство, абсолютное владение телом и мимикой, адаптивность. Клоун — это универсальный артист. Если хорошего клоуна позвать на съемочную площадку, на сцену театра или любое мероприятие, то он справится с любой задачей, «раскачает» любую аудиторию. А клоун- мим и подавно!
Клоуны и комики в жизни меланхоличные люди, или это миф?
Мне кажется, все зависит от самого человека. Я абсолютный оптимист, даже, когда происходит, что называется «полная шляпа». Все вокруг жизнь, когда не наоборот! А за пессимизм и невесёлость отвечает профдеформация. Человеку, чья профессия — юмор, сложно не анализировать юмор других людей. Часто хочется внести коррективы. Но это только из добрых побуждений.
Веселить детей проще, чем взрослых?
Взрослые — это большие дети. Порой на детских представлениях они смеются даже больше. Разницы нет, кого веселить, ведь родом мы все из детства. Раньше мы позиционировали себя как театр для взрослых, но со временем всё изменилось и уже ребята тянут родителей к нам на спектакли.
Какие стереотипы существуют вокруг профессии?
Если говорить про стереотипы, то само слово клоун давным-давно стало нарицательным. Нет полной картины и понимая, что делает клоун, в чём его мастерство.
Часто люди спрашивают из какого мы цирка, потому что ассоциации именно такие. И это понятно, потому что традиционно считается, что клоун— это артист цирка. Наш театр относит себя больше к уличным театрам, что является отдельным видом искусства. Я бы хотела, чтобы жанром клоунады интересовались больше, углубились в его историю и в понимание того, кто такие клоуны на самом деле.
Как относитесь к циркам?
К циркам отношусь хорошо, но это не касается цирков с животными. В гримёрках я часто видела, как их «дрессируют». Причем это были кошки, собаки, кролики... Их бьют плеткой, тычут палкой или морят голодом перед выходом на сцену, потому что сытое животное не станет работать. Я не считаю работу с животными в цирке чем-то гуманным. Про диких вообще отдельная тема. У меня сердце разрывается, когда вижу их в неволе, а тем более, когда заставляют работать. Было бы неплохо, если бы российские цирки отказались от животных.
Среди клоунов мужчин больше, чем женщин? Есть ли дискриминация?
Можно иногда услышать, что у мужчин чувство юмора развито больше, чем у женщин. Конечно, это не так. Сейчас мы везде видим, что и те и другие активно выступают, имеют свою аудиторию, поклонников. Главным здесь все же остается уровень мастерства.
На кого вы равняетесь в профессии?
Для меня есть классики — Слава Полунин, Бастер Китон, Юрий Никулин, Карандаш, Леонид Енгибаров, Марсель Марсо и Джим Керри. Последний хоть и не клоун по профессии, но он прекрасно существует в жанре карикатуры. Его мимика, пластика и подача всегда на высоте.