Не просто бизнес: истории российских фуд-предпринимателей
«Воздушный бизнес»
Муза Чемоданова, шеф-кондитер, создатель кондитерского производства «Дом Музы», Владимир
Кондитерский бизнес – трудная история, нужно соблюсти огромное количество условий и правил, прежде чем выйти к покупателю. Нелегко найти помещение, соответствующее нормам и требованиям, профессиональные кадры, поставщиков. Каждый продукт на производстве проходит строгую проверку на качество, соответствие рецептуре, условия хранения и многое другое.
История моего проекта начинается еще в детстве. Муза – это имя моей прабабушки. С ней связаны воспоминания о домашних традициях, вкусных блюдах, о теплом и уютном доме. Сейчас я – кондитер, мое ремесло – воплощать сладкие фантазии, придумывать новые вкусы.
На создание собственного бренда меня вдохновили дети – у меня два сына, они всегда готовы поучаствовать в моих кулинарных экспериментах, мы вместе провели на кухне немало времени. Зефир – воздушное и невероятно вкусное лакомство. Для детей мне захотелось создать отдельную линейку полезных сладостей, так появились «зефирные кудри» и «зефирные червячки».
Я провела огромную работу по подбору вкусовых сочетаний и правильных ингредиентов. Традиционно в состав зефира входит яблочное пюре, загуститель и яичные белки. Но наша продукция отличается от известных аналогов: в ней большее количество фруктового пюре, меньше сахара, коллаген и желатин вместо яичного белка. Такой состав обеспечивает яркость вкуса и приятную текстуру, зефир хорошо хранится.
«Улитки – еда будущего»
Дмитрий Дмитриев, сооснователь улиточной фермы, Солнечногорск
Идея заняться необычным бизнесом родилась у нас с женой Мариной однажды после семейного праздника. Мы все время размышляли, чем бы интересным заняться, чтобы работать самим на себя, мечтая о будущем и однажды в воскресенье решили посмотреть, как растят и готовят улиток в нашей стране. Оказалось, что на тот момент в России было 3 фабрики, перерабатывающие дикую улитку и несколько частных ферм, где улиток выращивают, но в очень небольших объемах. И нигде этому не учат!
Затем мы путешествовали по улиточным фермам и предприятиям Италии, Франции, Литвы, Польши, Болгарии, Белоруссии и других стран. Изучали опыт выращивания , смотрели, как в разных странах улиток готовят и как едят.
Вернувшись домой, мы разработали собственную технологию подготовки и приготовления улиток, сейчас ее применение обеспечивает отменный вкус. Конечно, в процессе пришлось «прокачать» навыки инженера, технолога, зоотехника, биолога, столяра, сантехника, повара и это далеко не все.
Вместе с другом мы придумали конструкции и оборудование для фермы и цеха, а супруга разработала рецепты соусов для фарширования улиток. Наконец осенью 2019 года мы вышли на рынок с нашей продукцией – мясом улиток и вкуснейшими фаршированными улитками под брендом «Улитки Солнечных Холмов».
Во время эпидемии ковида было нелегко. Рестораны закрывались, пришлось осваивать онлайн-торговлю, доставку заказов на дом. В трудное время нас очень поддержали родители и друзья, спасибо им. Благодаря этому наш бизнес пережил пандемию и сейчас растет. В 2021 году нас приняли в члены Международного альянса профессиональных кулинаров и теперь мы продвигаем продукты и блюда из улиток и в профессиональном сообществе поваров. Привлекаем к работе на нашем предприятии студентов кулинарных колледжей.
Улитки – еда будущего. Диетический низкокалорийный продукт, который практически не содержит жиры и углеводы, богат витаминами и микроэлементами и еще это природный афродизиак. И наша миссия – рассказать людям об этом продукте, открыть его для большего числа людей.
«Мы выпускаем то, что хотим видеть на собственном столе»
Иван Скоблилов, создатель бренда TRAWA
– В юности я подрабатывал на большом маслозаводе, директором которого был мой папа. Он с детства приучал меня к труду и я успел побывал на разных должностях, начиная с подсобного рабочего. После окончания института я переехал в Москву и 17 лет проработал в отделе продаж большой международной компании, продвигаясь по карьерной лестнице. Мне нравилось работа, но я всегда думал, что найду какое-то дело для души, вызывающее во мне внутренний отклик.
Тогда же задумываться и о своем питании и понял, что мне необходимо в нем изменить, чтобы снизить свой вес (на тот момент я весил 116 кг, сейчас – 70). Погружаясь в ЗОЖ, я понял, что на полках магазинов стоят в основном рафинированные растительные масла, за исключением оливкового холодного отжима.
Спустя время, благодаря другу, я начал пользоваться домашним прессом для изготовления масла, отжимать его из семян и орехов. Масло получалось очень вкусным, а процесс его изготовления приносил невероятное удовольствие. Дома мы перешли на него, я с удовольствием угощал друзей и знакомых.
Я учился взаимодействовать с разным сырьем, оттачивал технологический процесс, позволяющий бережным и эффективным способом получать вкусное и полезное масло. Сначала делал все сам, в прямом смысле – собственными руками. Позже научился делегировать, работать в режиме многозадачности, мыслить стратегически, вникать в технологии производства других продуктов, изучать особенности новых рынков.
На сегодняшний день в портфеле бренда более 7 товарных категорий и 70 единиц разнообразной продукции – от сыродавленных масел и функциональных продуктов питания до натуральной уходовой косметики. В создании каждого нового продукта я принимаю самое активное участие: совместно с шеф-поварами разрабатываю рецепты вкусных новинок, подбираю оптимальные и удобные варианты упаковок, которые помогают максимально долго сохранять органолептические характеристики продуктов, совместно с командой маркетинга создаем узнаваемые и любимые нашими покупателями дизайны упаковок.
. Особое место среди почитателей нашего бренда занимают семьи с детьми и ожидающие пополнения – те, кто внимательно относится к качеству и составу продуктов питания. TRAWA подходит вегетарианцам, спортсменам и просто любителям ЗОЖ, ведущим осознанный образ жизни. Это не случайно, поскольку мы выпускаем то, что хотим видеть на собственном столе, чем действительно готовы кормить своих детей, родственников и друзей.
К покупателям мы тоже относимся, как членам собственной семьи: готовы подсказать рецепт самых вкусных кексов из миндальной муки, посоветовать, какие блюда дополнить кедровым маслом, как использовать микс из семян, орехов, грибов.
Десерты без всего»
Наталья Иванова, основатель компании Freshtort, Москва
Я много лет работала в крупной компании, но всегда мечтала о собственном деле, которое будет приносить пользу. А началось всё с семейной любви к спорту и правильному питанию: теннисом занималась моя мама и отчим, следом начала заниматься я. Мама всегда заботилась о здоровье нашей семьи, на столе были сбалансированные полезные блюда, много зелени и фруктов. Я даже не помню, чтобы украдкой ела конфеты, родители их просто не покупали. Несколько лет назад я на полгода уехала в путешествие, пожила в Индии и на Шри-Ланке, занималась йогой и серфингом. Солнце, море, свежие фрукты, правильный настрой,и глубокое изучение питания и его влияния на качество жизни, работу мозга и организма в целом, навели на мысль о создании бренда полезных сладостей.
В десертах Freshtort нет сахара, глютена, консервантов, красителей, продуктов животного происхождения. Словом, никакой химии. «Десерты без всего», – говорят мои друзья. В составе – финики, манго, банан, курага, премиальное тертое какао и какао-масло, плюс натуральное кокосовое молоко. Судя по тому, что спрос появился сразу и начал стремительно расти, идея пришлась многим по вкусу. Сегодня у нас уже небольшое производство, а сами десерты Freshtort можно приобрести в крупных продовольственных сетях по всей России и в различных кафе.
«Мы отобрали у медведей лучшее!»
Олеся Ушакова, основатель бренда «Вкус Тайги», Красноярск
Я родилась в Красноярске и ген гостеприимства, как у настоящей сибирячки у меня в крови. Создавая свой бренд варенья и вкусных подарков, я хотела познакомить людей из разных уголках мира с Сибирью, Красноярским краем и Хакассией, разрушить смешные стереотипы, что по улицам у нас ходят медведи....
Идея сделать варенье «билетом» в гастрономическое путешествие мне пришла еще в 2016 году. Мы шутим, что отобрали у медведей лучшее – сосновые шишки и ягоды. Впервые о наше продукции мы громко заявили на Фестивале варенья на Красной площади. Потом была школе молодого миллиардера Forbes, победа на европейском фестивале дизайна в Норвегии (упаковка варенья стала лучшей упаковкой 2017 года), рейтинг лучших региональных проектов по версии российского офиса Google и еще много мероприятий с нашим участием. А сегодня моя компания делает одни из самых топовых съедобных корпоративных подарков на территории РФ.
В этом году мы даже занялись «гастрономической дипломатией», поучаствовали в дипломатическом приеме «Вкус Сибири» в министерстве иностранных дел, где я угощала 40 послов чаем и вареньм.
В работе мне очень помогает моя мама Людмила Александровна. Она модельер-конструктор, занимается ручным пошивом изделий из соболя. Она создала дизайн холщовые мешочков для травяного чая и сшила их за эти годы несколько десятков тысяч. Мой брат и племянницы тоже включены в процесс: помогают в офисе, общаются с клиентами, собирать и развозить наборы и даже участвуют в заготовке трав и сосновых шишек.
Со многими клиентами за годы работы мы стали друзьями. Благодаря «Вкусу Тайги» в моей жизни появилось огромное количество невероятных людей.