«Наконец чувствую себя человеком»: 3 истории женщин, которые создают доступную среду незрячим
Юлия Пикина, г. Курск
Тифлопедагог
«С такими знаниями, которые вы дали, можно ходить. Я наконец-то чувствую себя человеком», – в такие моменты осознаешь, что ты приносишь реальную пользу людям.
К работе с незрячими, в частности в тифлопедагогику, меня однозначно привела судьба. В 2010 году, еще будучи студенткой, я пришла устраиваться на работу в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вначале обучала ребят с нарушением слуха, а затем спустя 9 лет стала учителем для незрячих и слабовидящих первоклассников. Тогда для себя я поняла, что это те дети, те люди, с которыми я хочу работать. К такому выводу я пришла не случайно, ведь мой прадедушка был тотально незрячим с 4-х лет. Столько трогательных историй рассказывала мне моя бабушка о нем, как об очень умном, добром и заботливом человеке.
Сейчас я работаю с федеральной программой «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в качестве тифлопедагога. Мы занимаемся абилитацией и социальной адаптацией людей с нарушением зрения: проводим практические занятия по ориентированию с белой тростью, по кулинарии вслепую и многое другое. Именно так я реализую свои желания и мечты, помогая другим.
У работы с людьми всегда есть две стороны. Первая – общение с учениками мое вдохновение. Наши общие результаты очень мотивируют, в такие моменты осязаемыми становятся месяцы тренировок и практик. Недавно во дворе на прогулке я встретила своего подопечного – мужчину, который потерял зрение в зрелом возрасте, и после серии неудач и разочарований он произносит фразу: «С такими знаниями, которые вы дали, можно ходить. Я наконец-то чувствую себя человеком».
Конечно, в такие моменты осознаешь, что ты приносишь реальную пользу людям. Но с другой стороны – тратится очень много энергии. Иногда попадаются люди, которым занятия не нужны, они просто подают заявки для общения. Немного неприятно, но я стараюсь направить свои мысли в другое русло, стараюсь их понять – возможно, сейчас им действительно важна поддержка.
Моя поддержка – это семья. Они понимают специфику моей работы и принимают мой выбор. Несмотря на то, что муж и сын часто жалуются на недостаток внимания с моей стороны, в глубине души они гордятся мной – я это знаю и чувствую. Поэтому муж и мама очень помогают по дому, когда я езжу в командировки и пропадаю на работе.
Гелюся Закирова, г. Казань
Тифлокомментатор 1-й категории, создает адаптивные комментарии к фильмам и спектаклям для незрячих на русском и татарском языках
«В Москве регулярно проводились такие кинопоказы, а в Татарстане нет. Мне хотелось разнообразить досуг и наших посетителей с ограничениями по зрению, организовать такие вечера у нас».
В начале 2000-х я окончила библиотечно-информационный факультет в Казани, а после его окончания я около года искала работу по душе. В то время у меня правда было убеждение, что библиотека это не моё. Еще через год мне предложили работу в специальной библиотеке для слепых и слабовидящих, и я решила попробовать. Так там и осталась, работаю по настоящее время.
Но работать с незрячими начала только спустя 12 лет. В то время начали появляться фильмы с тифлокомментированием по социальным сетям. Тифлокомментарий — это такое лаконичное описание предметов, явлений и действий, без которого невозможно воспринимать фильм, картину или тот же спектакль. В Москве регулярно проводились такие кинопоказы, а в Татарстане нет. Мне хотелось разнообразить досуг и наших посетителей с ограничениями по зрению, организовать такие вечера у нас. Я тогда обратилась к коллегам из столицы, и мы начали сотрудничать в этом направлении: они присылали нам ссылки на кинофильм, а мы у себя в читальном зале организовывали мини-кинопоказы.
Сейчас с этим все конечно проще, с развитием технологий пришло намного больше возможностей и для незрячих. В конце прошлого года запустилось мобильное приложение «Особый взгляд», которое в режиме реального времени синхронизирует звуковую аудиодорожку тифлокомментария с основным звуком фильма. Это значительно упростило жизнь незрячим любителям кино, коллекция новых картин пополняется регулярно, выходят даже новинки.
А мое желание создать свой собственный тифлокомментарий на моем родном языке не прошло и спустя годы. Воплотить эту идею в жизнь удалось в мае 2018 года, когда мы впервые в нашей республике показали театральную постановку с тифлокомментированием на татарском языке, а сейчас в моей копилке – их более 40.
Начало карьеры стало решающим для моего пути, и вот уже 20 лет я работаю с незрячими. Я очень счастлива, что могу помогать открывать человеку, физически ограниченному в визуальном познании, яркий мир вокруг нас. Меня действительно вдохновляет многое – и работа над новым спектаклем, и счастливые улыбки на лицах наших зрителей, отклики, благодарности и совместные успехи.
Дома меня всегда ждет опора — моя семья: муж, два сына и дочь. Вместе с ними мы тестируем первые версии тифлокомментариев. Первые ценители и критики детских адаптированных спектаклей — мои собственные дети. Раньше они очень часто помогали мне с раздачей приёмников, встречей зрителей в зале – это с одной стороны помощь мне, а с другой ещё и воспитание уважительного и толерантного отношения к людям с инвалидностью. А с недавнего времени в театре кукол «Экият» работает и мой супруг. Он больше стал понимать мою работу, а у меня появилась возможность оперативно с ним проконсультироваться. Как работник сцены, он знает многие постановки изнутри, может что-то подсказать и сам.
Помимо организационных и финансовых сторон, есть определённые проблемы, с которыми тифлокомментатор сталкивается. Например, во многих театрах с рабочего места специалиста нет прямого визуального доступа к сцене и то, что происходит на ней, он видит через экран монитора либо телевизора, на который подается трансляция спектакля в режиме реального времени. При включении софитов и световых приборов получается засвет, а картинка на экране превращается в размытое пятно – совсем нет четкости. В подобных случаях тифлокомментатору приходиться быть вдвойне внимательным.
Марта Любимова, г. Москва
Тифлопедагог, специалист по ориентированию, мобильности и самообслуживанию незрячих
«Я чувствовала, что это совсем не мое место в жизни, и так я случайно оказалась в школе для детей с инвалидностью по зрению».
Как и многие, я не знала о существовании такой профессии как «тифлопедагог». Закончив педагогический колледж, я начала работать в детском саду в изостудии. Но сердце мое было не на месте, я чувствовала, что это совсем не мое место в жизни, и так я случайно оказалась в школе для детей с инвалидностью по зрению в городе Тольятти, где мне и предложили работу организатором праздников. Школа мне нравилась, а вскоре мои коллеги уехали учиться в институт на тифлопедагогов, мне тоже предложили получить новую профессию. Честно говоря, я тогда впервые услышала о существовании таких специалистов.
Определяющим в выборе профессии стали события, произошедшие еще через пару лет. Тогда я узнала, что в Новосибирске идет набор на обучение инструкторов по ориентированию и мобильности по программе Сан-Францисского Института Подготовки Инструкторов. Думала я недолго – после того, как я узнала, что меня туда приняли, уволилась из школы и поехала в Сибирь учиться. Обучение началось в декабре – морозы зимой стояли жуткие, а летом была жара и комары. Но мы, группа из пяти человек, проводили на улице по 8-10 часов, составляя маршруты.
Тогда я поняла, что быть инструктором по ориентированию и мобильности для незрячих людей – это любовь на всю жизнь. Педагоги меня очень вдохновили, и я ни о чем не могла думать, кроме того, как составлять маршруты, тактильные карты и как продумывать алгоритмы обучения.
Новосибирск был судьбоносным не только в выборе профессии. Позже я встретила там своего будущего супруга Алексея. Он тоже инструктор по ориентированию и мобильности. Сначала мы работали вдвоем – это был хороший дуэт, особенно учитывая, что опыта у меня еще было не много. Алексей – незрячий и сначала все методы и маршруты я отрабатывала нем. Сейчас он занимается другим направлением в работе – адаптирует сайты для незрячих людей, а я продолжаю учить их самостоятельности.
Когда мы с Алексеем работали в институте, то начали обучать педагогов по пространственной ориентировке: прорабатывали программу и нарабатывали опыт. Сейчас я с огромным удовольствием готовлю кадры для программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Помимо ориентирования я еще обучаю незрячих готовить – постоянно адаптирую рецепты, придумываю новые приемы и способы, собираю опыт незрячих людей. С программой мы посетили более 20 городов России. Главное открытие, что не только я учила людей, но и сама училась у них.
Сейчас я, например, работаю с одним молодым человеком, он потерял зрение и почти полностью слух полгода назад. Когда мы встретились с ним первый раз, он почти ничего не умел, и ему казалось чем-то нереальным самостоятельное передвижение по городу с белой тростью, а сейчас за два месяца мы выучили с ним три маршрута туда и обратно, научились готовить простые блюда и даже пекли кекс. То, что казалось сложным, теперь проще простого. Я обрела работу мечты и желаю найти всем свое призвание, а обучение новых специалистов – моя новая миссия.
Без поддержки со стороны семьи очень сложно выдержать весь путь. Наверное, мой муж очень меня любит, раз терпит мои постоянные командировки, шкафы пособий, тростей и кастрюль. Мои дети, которым 3 года и 6 лет, уже тоже могут показать, как правильно использовать трость, как работать с рельефной картинкой и многое другое. Ведь если мама полностью погружена в работу, то семья не может остаться безучастной.
Ксения Дмитриева
Руководитель программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»
«Данные профессии имеют очень разную судьбу. Тифлопедагог — это специализация, которую человек выбирает, обучаясь на дефектологическом факультете. При наличии базового образования в этой области можно получать более глубокие знания, например, обучиться в рамках программы "Особый взгляд" по программе "Специалист по ориентированию в пространстве и мобильности инвалидов по зрению".
Тифлокомментатор – специальность, которую можно получить в рамках программы профпереподготовки, базовое образование может быть любое, главное, чтобы человек владел искусством написания текста. Обучают по этому направлению очень немногие учреждения. Ведущей из них является Институт «Реакомп».
Обе профессии продолжают оставаться редкими, качественных специалистов очень не хватает. Но обе они направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека с инвалидностью по зрению. В рамках программы «Особый взгляд» мы помогаем специалистам и обрести такие знания и реализоваться в профессии. В формате адресной помощи за три года поддержку получили более 2 300 человек с проблемами зрения из 63 регионов.
С целью развития тифлокомментирования в сфере культуры были поддержаны 110 театров, 60 музеев, 34 кинотеатра, несколько кинофестивалей и ряд кинофильмов. Создано приложение для автоматизированного тифлокомментирования «Особый взгляд», что сделало доступными визуальные произведения искусства в разных областях десяткам тысяч людей с инвалидностью по зрению», – комментирует Ксения Дмитриева.