На твоём берегу: сельская школа, в которой есть ресурсный класс для детей с РАС
Я c детства мечтала быть учительницей. Родилась я в двухстах километрах от Екатеринбурга, в глубинке. Единственная школа в посёлке для меня была глотком воздуха, эмоций. Я выросла, окончила Уральский государственный педагогический университет по специальности «учитель начальных классов», и, когда моя собственная дочь должна была пойти в первый класс, я оказалась вместе с ней в маленькой сельской школе — «Школе на твоём берегу».
Помню, когда пришла посоветоваться к более опытному педагогу, она сказала: «Ой, вы знаете, вам так повезло, конечно же, в Старопышминск, там же рай». «Школа на твоём берегу» тогда уже работала по проекту «Возрождение сельской школы». Руководителем была моя коллега — Рожкова Лариса Евгеньевна. Я сразу попала под крыло её грамотного руководства, и десять лет мы шли рука об руку.
В 2008-2009 годах в Старопышминской школе было всего сорок учеников. Это были классы-комплекты, в которых были детки, которые учатся в третьем и, допустим, в пятом классе. Они сидели в одном кабинете, и педагог готовился к преподаванию одновременно для двух классов. Сейчас у нас пятьсот пятьдесят учеников, мы учимся полноценно в две смены. Тесновато, и это наша большая боль, мы хотим новое здание, тем более их требуют новые проекты.
Один из проектов — ресурсный класс для детей с РАС, расстройствами аутистического спектра. Классу уже два года, и в нём учатся двое детей с РАС. Ещё двое учатся в обычных классах, один ребёнок — на семейном обучении. У всех детей есть тьюторы — индивидуальные наставники, которые помогают ребёнку во время учебного процесса. Когда мы выделили нужные ставки, то стали активно искать специалистов. Тьюторами стали наши же сотрудники — педагоги-психологи, учителя-дефектологи и некоторые родители, получившие специальное образование.
Самым сложным было отсутствие у нас подобного опыта работы и методической поддержки. Было нелегко научиться включать детей в общий распорядок дня, переключать их с одного вида деятельности на другой, концентрировать на чём-либо внимание. Нам важно, чтобы дети максимально адаптировались и чтобы процесс обучения был спокойным.
Мы заранее приглашаем детей с РАС в школу, знакомим с педагогами, с территорией школы, а ещё — с некоторыми учениками, их будущими одноклассниками. На родительских собраниях озвучиваем, что принимаем детей с РАС, объясняем родителям, как всё будет происходить. Если всех подготовить, всё происходит легче и успешнее.
Обычные дети приняли детей с РАС как равных, с удовольствием с ними общаются, всё время опекают, пытаются научить говорить. Вдохновляющий итог для нас — не только то, что все дети к концу года освоили программу первого класса, но и то, что они с радостью ходят в школу, дружат со сверстниками, вместе играют в летнем пришкольном лагере. Дети с радостью ходят в школу, дружат со сверстниками.
Записала Наталья Злобина