Мама! Почему Татьяна Доронина так хотела сыграть в фильме «Мачеха»
1973 год. По всей большой стране, от Москвы до самых далеких деревень люди выходят из кинотеатров, вытирая слезы. Не плачешь на «Мачехе» – считай, у тебя нет сердца: эта тонкая, мощная драма только притворяется незамысловатой мелодрамой, тут все по правде, ни слова фальши, ни кадра вранья. «Нам хотелось сделать фильм психологическим, камерным, по форме несложным, спокойным. Наш фильм о великой силе материнской любви, о сложном мире ребенка, о нелегком пути к детскому сердцу, об ответственности и долге семьи и окружающих людей в становлении маленького человека», — говорил постановщик фильма Олег Бондарев.
Шура Олеванцева, особая роль
Зрители это оценили: фильм вошел в двадцатку лидеров советского кинопроката, его посмотрели 59 миллионов 400 тысяч человек. Журнал «Советский экран» назвал «Мачеху» лучшим фильмом 1973 года. Прошло почти пятьдесят лет, и ничего не изменилось – да, это один из самых лучших в мире фильмов о материнской любви. В финале молчаливая Света называет мамой свою мачеху Шуру Олеванцеву, и как будто кто-то сжимает твое сердце горячей детской ладошкой.
Роль Шуры в творчестве Татьяны Дорониной стоит особняком. Она хотела ее сыграть, когда о фильме еще никто не думал. В сущности, она сама придумала этот фильм.
Татьяна Доронина никогда не суетилась. Она относилась к кино несколько скептически, считала себя театральной актрисой и была ослепительной звездой. Когда Доронина еще играла в БДТ, московские театралы специально ездили в Ленинград, чтобы посмотреть на ее игру. Тушкой, чучелком, стоя на галерке — только бы увидеть это чудо. Конечно, у Дорониной всегда было бесчисленное множество предложений от киношников, но она соглашалась только на судьбоносные роли (вроде Нюры в советском хите «Три тополя на плющихе»), не меньше. А здесь вдруг она обратилась к киношникам сама — так, во всяком случае, рассказывают.
Деревенская история
...Всё началось с того, что в «Огоньке» опубликовали повесть «Мачеха», которую написала Мария Халфина, писательница из деревни Рыбалово Томского района. Мария хорошо знала, о чем пишет. Сельская жизнь была для нее родной, она много лет проработала в деревенской библиотеке, и свои книжки не придумывала; рассказывала в них о том, что видела. Однажды журнал с этой повестью попал в руки Татьяны Дорониной.
История, которую рассказала одна женщина о другой, поразила актрису. И она сделала то, чего не делала никогда: позвонила знакомым из числа киношного начальства... Вот история. В одной деревне живет женщина Шура, простая, «с небольшим умишком», и ее муж Павел, хороший, работящий человек, комбайнер, бригадир, передовик производства. У них все хорошо, на зависть другим: Павел работает, Шура изо всех сил вьет гнездо и ей это безумно нравится, у них растет непоседливый, в хулиганистый сын Юрка, недавно родилась младшая дочь.
Совхоз только что дал им новую, отличную квартиру. Павла, как передовика производства, показали по телевизору! Шура настолько счастлива, что сама себе не верит — просто сон! И тут приходит письмо с далекого Севера: там умерла женщина, у нее осталась восьмилетняя девочка Света, и это дочь Павла. Павел не знал, что у него есть дочь. Когда-то он любил эту женщину, она была старше, болела, замуж за него не пошла, уехала, когда узнала о беременности, чтобы «развязать ему руки». Шуре больно, страшно, обидно; и еще ее мать, упрямая и злая женщина, уже ненавидит девочку и шипит дочери в ухо:
От боли Шура говорит мужу разные гадости, но потом они с Павлом забирают девочку Свету к себе, и их налаженная жизнь идет кувырком. Света потеряла маму, и в новой семье она только молчит и отворачивается. Соседи перешептываются, сын психует и задирает новую сестру, муж замыкается в себе. А Шура изо всех старается по-честному любить эту тихую девочку, быть с ней ласковой: «я растение пересаживаю, и то, нужно время и тепло, чтобы прижилось», и через несколько месяцев все налаживается, девочка приживается в новой семье.
Время и тепло
«Мачеху» снимали в деревне Зарудня Московской области. Для местных жителей это было важное событие, и они изо всех сил помогали съемочной группе: нужен какой реквизит? Пожалуйста! В массовке сняться? С удовольствием! Одной девушке, Нине Кочеряевой, досталась даже микророль со словами: «Включай скорее телевизор! Там Пал Егорыча показывают!» С тех пор в деревне Ниной ее и не называли, только — Артистка. Режиссером киношное начальство назначило Олега Бондарева. Игорь Черных, оператор, вспоминал, что Олег не занимался с актерами психологической разработкой ролей, скорее, это делала Доронина. Ну, как...
Она, кстати, настояла, чтобы на роль мужа Шуры, Павла, пригласили ее бывшего коллегу из БДТ Леонида Неведомского. И не зря настояла: Неведомский пришел в этот фильм как будто не из театра, а из жизни, подъехал на комбайне, вымыл руки и сел за стол.
Свету сыграла очень талантливая девочка Лена Костерева. Она отлично справилась с этой сложной ролью, потом ее звали в другие фильмы, но актрисой она стать не захотела. Мальчика на роль Юрки, Сашу Далекого, привела мама, которая случайно прочла объявление о кастинге. Саша, живой и веселый, ставил на уши всю съемочную площадку. Доронина прекрасно ладила с детьми. Своих детей у нее не было, и, наверное, свою материнскую ипостась она реализовала в этом фильме.
Советские кинокритики сходились на том, что актриса сыграла себя, открыв зрителям новую грань своей личности. В каждой жизни бывают такие моменты, когда приходится делать выбор. И ты или огромным напряжением душевных сил выходишь за пределы собственных возможностей, и становишься кем-то, кто гораздо лучше, сильнее, добрее, великодушнее прежнего себя, или ты упускаешь этот шанс и теряешь себя.
«Время и тепло», — повторяет себе простая женщина Шура Олеванцева, и время и тепло и вправду совершают какое-то чудо, колючий кустик приживается на новой почве и расцветает. Никакой мелодрамы, никакой слащавости, только правда жизни: любовь всегда побеждает, если это настоящая любовь.