Керамика, винтаж и одежда: истории бизнесов, сделанных женщинами
Саша Гунга
Художник бренда «ГУНГА», Санкт-Петербург, проекту 8 лет
Я долго думала, как совместить три диплома экономиста и любовь к искусству. После школы интуитивно выбрала экономический вуз, а не пошла учиться живописи, хотя 10 лет брала уроки у художника. После учёбы занималась проектным менеджментом. Всё изменил тренинг по тайм-менеджменту. Мне предложили взглянуть на жизнь в долгосрочной перспективе, чтобы создать мотивацию. Тогда я её и создала — только уже к своему новому занятию.
Меня быстро настигла реальность, где не получалось зарабатывать и заниматься чистым творчеством. Думая о деньгах, я ориентировалась на тренды, которые хорошо продавались, и отходила от того, что просила душа. Тогда я разделила свою деятельность на два направления (но под одним брендом «ГУНГА») — это тиражные и уникальные изделия. Первое можно назвать бизнесом, второе — чистым творчеством.
Моим главным инструментом в работе является цвет. В керамике я сочетаю простоту формы и яркость содержания через работу с чистыми цветами. Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге, но несу в себе традиции южного быта и яркой визуальной культуры, которые дарит мне большая и творческая семья. Бабушка с дедушкой долго жили в горах в верховьях реки Мацесты около Сочи, где растили детей, обустраивали быт — яркий, сочный, хотя и скромный. Бабушка вышивала цветные настенные ковры, скатерти, ухаживала за садом и очень вкусно готовила.
Осторожнее с наставниками и продюсерами. Классных специалистов в этой сфере не так много. Вычислить их можно по тому, что они готовы вместе с вами брать ответственность за результат.
Елена Жёлудева, Саша Ширшова
Шоурум винтажных изделий 818 vintage, Москва, проекту 5 лет
Александра: У меня юридическое образование, а у Лены — экономическое. К окончанию университета я активно работала по профессии и уже тогда понимала, что это не моё. Мода всегда была моим хобби. В поисках себя я стала управляющей небольшого проекта — онлайн-аутлета брендовых вещей, спустя несколько лет по стечению обстоятельств выкупила его — вот так и стала предпринимателем.
Елена: Сделав карьеру в банковской сфере, я захотела всё поменять. Попробовав себя много где, даже в кино, пришла к тому, что хочу работать на себя, рискнула и открыла с подругами небольшой магазин подарков. Это был понятный для меня бизнес. Украшения были частью, причём небольшой. Дальше я поступала просто из экономической логики. Посуду трудно вывозить, она хрупкая и тяжёлая, украшения легче.
Ужаснувшись качеству современных украшений, я переключилась на винтаж. А потом мы встретились и совершенно случайно придумали 818. И... завертелось.
Александра: Идея создать 818 — моя, но вдохновила меня на это коллекция винтажной бижутерии Лены. Вот эта фраза характеризует весь наш путь, мы — пазл, который бы не сложился друг без друга.
Елена: Бизнес я развивала на «свои», без кредитов и займов. Поначалу было трудно, не всегда получалось купить то, что хочется. Зато не было конкуренции. К моменту появления Саши у меня была приличная коллекция винтажа, а она загорелась идеей перенести всё это в социальные сети. Я сильно в эту идею не верила, но и не мешала.
Как только появилась финансовая возможность, мы стали обращать внимание на люксовые бренды и покупать их в коллекцию.
Александра: Есть идеи своего дела? Наш совет — брать и делать, пробовать! И по нашему с Леной опыту, в бизнесе к цели лучше идти небольшими шагами. Пока мы с Леной делали это медленно, но верно, на наших глазах закрылись десятки проектов — тех, что сразу делали дорогие ремонты, открывали большие магазины, ещё не имея популярности и спроса.
Полина Кокурина
Бренд одежды POLONE, Москва, проекту 2 года
По профессии я дизайнер одежды, училась в РГУ имени А.Н. Косыгина. Любовь к дизайну у меня с детства. Балетная школа, в которой я занималась, дала понимание эстетики костюма. Мне кажется, страсть к украшательству и обилию декора отчасти оттуда, ведь у сольных вариаций самые «богатые» костюмы, а кто не хотел быть солистом? Профессиональное образование привело к единому знаменателю все мои ранние начинания и вылилось в концепцию POLONE, ДНК которого — это русский боярский костюм, с его обилием богачества, золота, украшений. Но мы переосмысляем его эстетику и визуальное воплощение, делаем более модным и утилитарным.
История бренда началась с коллекции «Спустя рукава», которую я представила на неделе моды в Екатеринбурге, когда училась в магистратуре. Я придумала её под впечатлением от поездки на фабрику Городецкой золотной вышивки. На коммерческую составляющую проекта я ставку не делала, а работала именно со смыслами, формами нашей культуры. Кстати, эта коллекция до сих пор актуальна, и мы регулярно делаем её повторы по предзаказу.
Вдохновлённая успехом, я сделала небольшую партию, это была всего пара костюмов в пяти экземплярах. Дальше я продолжила развивать коммерческую историю своих коллекций через социальные сети. Эта точка продаж далась не сразу, но послужила хорошей площадкой для сотрудничества с мультибрендовыми магазинами, помогла выйти на новый уровень и развиваться офлайн.
Все, что я делаю, — это симбиоз опыта, который я получила, работая в команде других дизайнеров и крупных домов моды. На протяжении нескольких лет я подмечала и фиксировала в своей голове те или иные процессы, организационные и эстетические составляющие, точки роста, меняла мышление и училась. Моя сильная сторона — все вопросы дизайна и производства, а вот операционные и бизнес-процессы каждый раз становятся вызовом.
Дефицитом на рынке сейчас стали «чистые» руки портных, которые хорошо владеют ремеслом, но этот вопрос на повестке у всех представителей производств лёгкой промышленности, поэтому продолжаем искать, обучать и работать сами.