«Каждый день как в цирке»: учителя 一 о выборе профессии, детях и гаджетах
Учителя о выборе профессии
Светлана Бражникова: «Изначально я хотела стать журналистом, но, не поступив на соответствующий факультет, пошла на филфак, а уже оттуда судьба привела меня на факультет начального образования. Мой диплом: учитель начальной школы. Каких-то конкретных ожиданий от профессии у меня не было. В школе я работаю практически сорок лет. Сейчас я могу сказать, что просто делаю то, что люблю и умею делать хорошо».
Антон Никулин: «По первому образованию я горный инженер. Пришел в школу будучи студентом на подработку, да так и остался. Она "заманила" меня своей творческой атмосферой. Позже получил второе высшее образование — культурологическое. По профессии я культуролог и преподаватель истории. Вот уже больше 20 лет работаю в школе, которую когда-то сам закончил».
За что учителя любят и не любят свою профессию
Светлана Бражникова: «Можно сказать, что школа для любого учителя — это жизнь. Мы её не выбрали, она выбрала нас. Попав сюда, человек меняется. Это как большая семья: мы радуемся, огорчаемся, обижаемся, прощаем, переживаем за других. Несмотря на повышение зарплаты, школа — это не место, где зарабатывают деньги, в этой профессии нужно отдавать все силы и душу. Как и большинство моих коллег, я честно делаю свою работу и это мне нравится.
Учитель всегда был рядом с детьми, готов был посвятить всё своё время, но из-за того, что общение перешло в интернет, мы теперь доступны 24 часа в сутки. Это сильно сказывается, заканчиваются силы и начинается выгорание. И все-таки, несмотря ни на что, это прекрасная профессия, которая дарит энергию и любовь детских сердец».
Антон Никулин: «Прежде всего нравится, что учитель — это творческая профессия, которая предоставляет множество возможностей для самореализации. Хотя вроде бы кажется, что цикл повторяется, но каждый год не похож на предыдущий, отсутствует рутина. Даже после 20 лет работы я нахожу разнообразие. Здесь всё зависит от того, как ты выставишь свою работу, сейчас я лучше владею временем и более творчески могу подходить к выполнению тех или иных задач.
Не нравится подход многих родителей к делу обучения, при котором педагог становится человеком, оказывающим образовательную услугу. Когда в процесс начинают вмешиваться люди, которые не понимают в педагогике, ничего хорошего ждать не приходится. Ещё не нравится цифровизация. Несколько лет назад говорили, что это помощь педагогу, но по факту оказалось, что значительную часть времени учитель тратит уже не на бумажные отчеты (их было меньше), а на заполнение всевозможных электронных систем».
Как меняются школа и дети
Светлана Бражникова: «Меняется сама жизнь. Сейчас время цифровизации, время, когда сняты рамки: ребёнок может выглядеть как взрослый, а бабушки как мамы... А маму и папу порой заменяет мобильный телефон. Но дети всегда остаются детьми. И если ты профессионал, то подход найдешь в любом случае»
Антон Никулин: «Я бы сказал, что сейчас совершенно другое поколение. Раньше дети были более самостоятельные и инициативные, сейчас же они находятся "внутри себя", и от этого присутствует некая инфантильность. Из-за этой закрытости не знаешь, что ожидать от ребенка. При этом нынешние школьники не стали менее общительны, чем их предшественники, просто это другое общение.
Я также заметил, если раньше ребят привлекали гаджеты, то сейчас, после того как смартфоны и планшеты стали широко доступны, это стало настолько чем-то будничным, что к ним уже не проявляют особого интереса. Это хорошо видно по нашему школьному музею. Когда приходят дети, особенно маленькие, видят перо и чернила, то для них это какое-то невероятно событие
Нужно принять, что эпоха с приходом «цифр» стала другой. Это не то что нужно запретить или исправить, следует искать новые подходы. Нельзя говорить, что дети стали хуже или лучше, плюсы и минусы есть в каждом поколении».
О школьных перлах
Светлана Бражникова: «В школе каждый день как в цирке. Помню один случай. Раньше, когда нужно было записать ребенка в первый класс, то приходили родители вместе с детьми. Спрашиваю у родителей первоклашки, укажите особенности вашего ребенка, а папа отвечает: "он гений"».
Антон Никулин: «В школе каждый день происходят какие-то курьезные ситуации. То, что для всех юмор и перлы — для учителя повседневность. Часто что-то такое случается, когда мы выезжаем с детьми на экскурсии.
Помню одну историю. Мы приехали в музей, в подмосковную усадьбу. Заходим в здание, а там идиллия: никого нет, только котик и пожилая смотрительница. Проходит буквально доля секунды, как в кино, и дети испарились. Смотрю: один ребенок кота тянет, двое схватились за рояль, остальные тоже чем-то «заняты». И тут меня накрыло состояние потери контроля и легкая паника».