Индийские продавцы 20 лет боролись за право присесть и победили
Рабочий день продавца — это 10, 12, 14 часов. Все это время продавец вынужден проводить стоя: этого требуют внутренние правила, да и в магазине часто просто некуда сесть. Речь идет об Индии, но в России ситуация не слишком отличается: загляните в сетевой магазин косметики, в салон связи, в магазин одежды — от масс-маркета до дорогих бутиков. Посчитайте, сколько в зале продавцов, и есть ли стулья — и сколько человек подскочат со своих мест при виде вас, покупателя.
С. Лакшми работает в индийском магазине одежды — десять лет в одном и том же магазине. И до этого года каждая десятичасовая смена превращалась в пытку. Персоналу магазина было запрещено сидеть; дать немного отдыха измученным ногам можно было только ненадолго привалившись к полкам с товаром. Но только если не видят покупатели и администраторы. После смены ноги у Лакшми отекали и гудели — к 40 годам ноги у нее были совершенно больные, а лодыжки опухали каждый вечер. Свою историю она рассказала фонду Thomas Reuters.
В этом году второй из 28 индийских штатов принял закон, обязывающий хозяев магазинов предоставить продавцам сидячие места. В соседнем штате этот закон приняли еще в 2018 году — и его давно пора принять на всей остальной территории страны, считают индийские профсоюзные деятели. Вот только просто принять закон недостаточно: нужно, чтобы его начали исполнять. Нужно, чтобы во всех магазинах появились стулья и чтобы продавцам действительно разрешили на них сидеть. Министр труда обещает, что группы инспекторов будут проверять магазины, чтобы убедиться, что закон работает.
Вот только продавцы не верят, что закон действительно поможет. В магазины в южных индийских штатах набирают женщин из бедных семей; им необходима работа и им некуда пойти — поэтому хозяева позволяют себе выдвигать любые требования. Даже если в зале будут стулья, продавцам будет некогда на них сидеть: когда нет покупателей, администрация заставляет сотрудниц мыть полки или разбирать товар. Результат — хронический стресс, варикоз и другие проблемы со здоровьем.
Но это — не единственная проблема, с которой сталкиваются работники розницы. Им часто платят меньше минимальной зарплаты; под любыми предлогами заставляют работать семь дней в неделю. Многие жалуются на навязчивый контроль со стороны менеджеров: те регламентируют даже сколько раз и в какое время сотрудник может выйти в туалет. Магазины нашпигованы видеокамерами — якобы. чтобы предотвратить кражи. В реальности руководство использует видеонаблюдение, чтобы следить за поведением продавцов: их наказывают за разговоры с коллегами и перекуры.
Новый закон — большое достижение в борьбе продавцов (в основном продавщиц) за свои права. Но он не «упал с неба» — женщины устраивали публичные акции протеста, например, ходили по улицам со стульями на головах, требуя права присесть. Профсоюзы писали многочисленные жалобы — и добились результата. Российские продавщицы пока продолжают стоять — кажется, всех все устраивает.