Дина Кабулова: цыганским детям нужна школа и другой опыт жизни
Что я знала о цыганах раньше? Скажем так: то же, что и все. Что-то о попрошайничестве, наркотиках... В моём детстве мы жили в частном доме, и когда мама после прогулки оставляла коляску со мной у входа в дом, бабушка её пугала: цыгане украдут. Несколько лет назад я раздавала еду бездомным, и цыганский мальчик вдруг подошёл и спросил у меня книгу, чтобы научить читать своего младшего брата. Они оба не ходили в школу!
Надо было учить и детей, и взрослых. Взрослых — не включать громкость на телевизоре на полную, когда дети занимаются. Детей — сразу много чему. Например, сидеть на месте. А в сентябре прошлого года мне позвонили и предложили вести цыганский класс в Калужской области. Я приехала, поговорила с директором и сразу после подписания договора уже вела урок. В Москву вернулась только за вещами.
В моём классе в этом году было двадцать семь детей. Одиннадцать — второгодники. Эти дети не видели тёплого туалета, не держали в руках ручку... Осенью ни один не мог написать своего имени. А к весне они уже любили школу. Когда из-за пандемии продлили каникулы, звонили мне, просили принести побольше заданий.
В работе с цыганским классом много трудностей. Даже зима — трудность. Холодно, остановка школьного автобуса далеко от табора, в двух с половиной километрах. Первый рейс — в 7:10, и детям надо выходить из дома в 6:20. Им по семь-восемь лет, на улице мороз, тёплых ботинок может вообще не быть — это тяжело.
Часто детям нужна помощь в выполнении домашнего задания. Бывают моменты, когда задавали что-то творческое, а у ребёнка нет ресурсов, чтобы выполнить задание. Например, проект по Золотому кольцу России — на листочке А4 наклеить фотографии, надписать. А в библиотеке нет книжек для выполнения задания, дома нет смартфонов, компьютера, нет бумаги, нет принтера, чтобы что-то распечатать. Ничем не могут помочь и родители. Они никогда не были на Золотом кольце России.
По той же причине во время локдауна дети не смогли учиться — дистанционка требует гаджетов. Так что большинство из них снова остались на второй год. Сказать, что дети из цыганских посёлков ничем не отличаются, — значит закрыть глаза на другой опыт детства и другие ресурсы.
Без воды, без электричества, в тесном помещении, где много детей и все кричат. Главный источник знаний о мире — телевизор. Их опыт научил их кричать, чтобы быть услышанными, и не научил сидеть неподвижно, ловить слово взрослого. Летом я вожу детей по музеям. Отвезти их туда непросто. Бывает, остановишь маршрутку, а подойдут дети — маршрутка уезжает, не забрав нас.
Невероятная радость, когда к детям относятся где-то без предубеждения. Не обругают за неусидчивость, покажут, что им рады. Недавно их пригласили на презентацию детской книги шведской цыганки Катарины Тайкон. Ее устроило издательство «Белая ворона», где вышел перевод, и шведское посольство — я безмерно им благодарна!
Записала Лилит Мазикина