13 октября 1972 года, пятница. Сначала никто из пассажиров не паниковал. Большинству из 45 человек, находившихся на борту, было от 17 до 20 лет. Они были членами студенческой команды по регби и летели из Уругвая на показательные выступления в Чили ― в приподнятом настроении и в предвкушении интересной игры. Страшно стало, когда самолёт, попавший в турбулентность, вдруг затрясло и кинуло в воздушную яму на несколько сотен метров вниз. Потом ещё одно резкое снижение, и теперь пассажиры могли видеть склоны гор прямо перед собой.
«Чудо в Андах»: как 16 студентов пережили авиакатастрофу и два месяца ждали помощи в заснеженных горах

Падение
Когда Паррадо очнулся, с момента падения уже прошло 48 часов. Авиалайнер Fairchild FH-227D ВВС Уругвая врезался в заснеженную вершину где-то в Андах. Его хвостовая часть отсутствовала ― её отрезало от остального фюзеляжа правым крылом, оторвавшимся послед удара о склон. Семерых находившихся на борту вытянуло потоком воздуха. Ещё четверо, включая пилота и мать Нандо Паррадо, погибли при ударе судна о землю. К тому времени, как Нандо очнулся, ещё трое пассажиров, второй пилот и друг регбиста ― Абала ― умерли от полученных ран. Выжившие ― 29 человек ― оказались посреди жестокого холода Анд без возможности связаться с внешним миром.

Белый фюзеляж самолёта был почти невидим с воздуха, так что шансы на спасение близились к нулю. Студентам предстояло провести долгих 72 дня в нечеловеческих условиях, теряя личность и рассудок. Помощи дождались только 16 из них. Их мучительный опыт навсегда вошёл в историю катастроф под названием «Чудо в Андах».
Голод, холод и бесконечная мгла
Те, у кого хватило сил, понимания и жизненного опыта, немедленно начали ухаживать за тяжелоранеными. Ребята собрали раскиданные сидения и сложили их в остатки самолета, чтобы создать укрытие. Алюминиевые сидения спинок использовали, чтобы растопить снег на солнце и обеспечить наличие питьевой воды. Еды было катастрофически мало. Как позже писал Паррадо, он обнаружил в кармане арахис в шоколаде. В первый день он медленно слизывал сладкую оболочку. Во второй ― осторожно, крошечными кусочками откусывал арахис и подолгу рассасывал его во рту. То же самое на третий день. И когда все, даже самые мельчайшие кусочки арахиса были собраны, еды не осталось совсем.
На большой высоте в Андах смерть от голода была лишь вопросом времени. У выживших был выбор: уйти навсегда или попробовать выжить, питаясь умершими. Сначала было страшно, подступала тошнота и отчаяние, но инстинкт самосохранения победил. Некоторые сопротивлялись роковому шагу, не подходили к еде, цепляясь за надежду, что их спасут. Затем кто-то нашел транзисторный радиоприемник, настроил, и все внимательно стали слушать чилийские новости, в которых говорилось, что поиски их самолёта официально прекращены.
Попытки найти помощь
На 18-й день случилась катастрофа. Сошедшая лавина почти полностью похоронила фюзеляж, убив еще восемь человек и укрепив убежденность оставшихся в том, что теперь им нужно пробиваться через горы в поисках цивилизации и спасения. Это казалось невыполнимой задачей: люди очень ослабли, ни у кого не было альпинистского опыта и снаряжения. Но просто ждать уже не было смысла. Лидеры группы смастерили сани, сшили материал для спального мешка и отобрали тех, кто пойдет искать помощь. После подготовки двое отправились на запад в направлении Чили. Борясь с холодом и тяжелой горной болезнью, они каким-то образом поднялись на ближайшую вершину, примерно 4,5 тысячи метров над уровнем моря, и осмотрели окрестности. Горы и долины, петлявшие между ними, ― и только вечная мерзлота вокруг. «Мы через многое прошли, ― сказал тогда один из членов команды, Роберто Канесса, другому ― Нандо Паррадо. ― А теперь давай умрём вместе».

Неуверенно, медленно они спускались с другого склоны горы. Пройти ледник было невероятно сложно. Студенты спотыкались и падали, слабея день ото дня, пока 18 декабря не услышали журчание воды. Уругвайцы вышли к устью реки и пошли вдоль нее. На следующий день они увидели признаки пребывания человека: ржавую банку из-под супа, подкову, коровий навоз, а затем ― стадо коров. Наконец, 20 декабря, показался удаляющийся человек на лошади по другую сторону реки.
Спасение
На следующий день Паррадо и Канесса увидели ещё троих. Нандо пытался перекричать рев реки и руками показывал, кто он такой, жестами имитируя крушение самолета. Его охватило отчаяние. Он боялся, что люди подумают, что он сумасшедший, и уйдут. Но вместо этого один из путников привязал записку к камню и бросил её через реку: «Напиши, чего ты хочешь». Паррадо дрожащими руками стали писать: «Я был в самолете, который разбился в горах». Нандо объяснил, что он и Канесса очень слабы и долго голодали, что рядом с самолетом осталось их 14 друзей, и им срочно нужна помощь. «Вы придете за нами? Пожалуйста. Мы не можем ходить. Где мы?» ― такими словами заканчивалась записка.
Нандо собрался бросить камень, но остановился. Он не был уверен, что у него хватит сил добросить послание до другого берега. Изо всей мощи он швырнул камень. Мужчина поднял записку и показал: я всё понял.

Позже на их стороне реки появился всадник, и вскоре Нандо и Роберто уже были в хижине, где их накормили горячей едой. Прибыла чилийская конная полиция и группа репортеров. Приземлились спасательные вертолеты, и, хотя спасатели явно сомневались в рассказе Паррадо о подъеме и спуске с горы, они отправились вместе с ним на поиски самолета. Сильная турбулентность сотрясала вертолеты, которые с визгом пытались подняться на гору. Когда экипаж пролетал над вершиной, порывы ветра бросали их из стороны в сторону. Гору пришлось облетать с юга. Паррадо был дезориентирован. Он уже потерялся на местности и боялся, что не сможет найти тот склон, на котором разбился их самолет. Но затем внезапно показались черные пятна на льду. Два вертолета снизились и забрали шестерых выживших. Была вызвана еще одна спасательная команда, чтобы найти остальных.

В больнице Сан-Фернандо с Паррадо сняли слои грязной одежды и впервые за несколько месяцев он принял тёплый душ. Вытираясь насухо полотенцем, он мельком увидел свое отражение в зеркале. Кожа да кости, тень от того спортивного молодого мужчины, каким он садился в самолёт 72 дня назад. Но он выбрался, и с каждым вдохом повторял одни и те же слова: «Я жив. Я жив. Я жив».