«Чудо в Андах»: как 16 студентов пережили авиакатастрофу и два месяца ждали помощи в заснеженных горах

50 лет назад пассажирский лайнер, который вёз уругвайскую команду по регби, врезался в безымянную вершину Анд и рухнул. Выжившие, старшему из которых было лишь немного за двадцать, на 72 дня оказались в плену снега и гор без еды, зимней одежды и шансов на спасение.
«Чудо в Андах»: как 16 студентов пережили авиакатастрофу и два месяца ждали помощи в заснеженных горах
Кадр из фильма «Живые» (1993), реж. Фрэнк Маршалл. Фото: Legion-Media
Как юные спортсмены выживали после страшной авиакатастрофы и почему спасения дождались не все?
Содержание статьи

Падение

13 октября 1972 года, пятница. Сначала никто из пассажиров не паниковал. Большинству из 45 человек, находившихся на борту, было от 17 до 20 лет. Они были членами студенческой команды по регби и летели из Уругвая на показательные выступления в Чили ― в приподнятом настроении и в предвкушении интересной игры. Страшно стало, когда самолёт, попавший в турбулентность, вдруг затрясло и кинуло в воздушную яму на несколько сотен метров вниз. Потом ещё одно резкое снижение, и теперь пассажиры могли видеть склоны гор прямо перед собой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Из воспоминаний выживших: «А это нормально, что мы летим так близко?» ― спросил один из спортсменов, Панчито Абал, своего друга Нандо Паррадо. «Я так не думаю», ― ответил тот, и мир вдруг погрузился во тьму.

Когда Паррадо очнулся, с момента падения уже прошло 48 часов. Авиалайнер Fairchild FH-227D ВВС Уругвая врезался в заснеженную вершину где-то в Андах. Его хвостовая часть отсутствовала ― её отрезало от остального фюзеляжа правым крылом, оторвавшимся послед удара о склон. Семерых находившихся на борту вытянуло потоком воздуха. Ещё четверо, включая пилота и мать Нандо Паррадо, погибли при ударе судна о землю. К тому времени, как Нандо очнулся, ещё трое пассажиров, второй пилот и друг регбиста ― Абала ― умерли от полученных ран. Выжившие ― 29 человек ― оказались посреди жестокого холода Анд без возможности связаться с внешним миром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Остатки авиалайнера, разбившегося в Андах. 1972 год
Остатки авиалайнера, разбившегося в Андах. 1972 год
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Белый фюзеляж самолёта был почти невидим с воздуха, так что шансы на спасение близились к нулю. Студентам предстояло провести долгих 72 дня в нечеловеческих условиях, теряя личность и рассудок. Помощи дождались только 16 из них. Их мучительный опыт навсегда вошёл в историю катастроф под названием «Чудо в Андах».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Голод, холод и бесконечная мгла

Те, у кого хватило сил, понимания и жизненного опыта, немедленно начали ухаживать за тяжелоранеными. Ребята собрали раскиданные сидения и сложили их в остатки самолета, чтобы создать укрытие. Алюминиевые сидения спинок использовали, чтобы растопить снег на солнце и обеспечить наличие питьевой воды. Еды было катастрофически мало. Как позже писал Паррадо, он обнаружил в кармане арахис в шоколаде. В первый день он медленно слизывал сладкую оболочку. Во второй ― осторожно, крошечными кусочками откусывал арахис и подолгу рассасывал его во рту. То же самое на третий день. И когда все, даже самые мельчайшие кусочки арахиса были собраны, еды не осталось совсем.

На большой высоте в Андах смерть от голода была лишь вопросом времени. У выживших был выбор: уйти навсегда или попробовать выжить, питаясь умершими. Сначала было страшно, подступала тошнота и отчаяние, но инстинкт самосохранения победил. Некоторые сопротивлялись роковому шагу, не подходили к еде, цепляясь за надежду, что их спасут. Затем кто-то нашел транзисторный радиоприемник, настроил, и все внимательно стали слушать чилийские новости, в которых говорилось, что поиски их самолёта официально прекращены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Из воспоминаний: «Эй, ребята! ― крикнул кто-то. ― Есть хорошие новости. Они прекратили поиски». «Почему, чёрт возьми, это хорошие новости?» ― раздалось в ответ. «Потому что это означает, что мы выберемся отсюда сами».

Попытки найти помощь

На 18-й день случилась катастрофа. Сошедшая лавина почти полностью похоронила фюзеляж, убив еще восемь человек и укрепив убежденность оставшихся в том, что теперь им нужно пробиваться через горы в поисках цивилизации и спасения. Это казалось невыполнимой задачей: люди очень ослабли, ни у кого не было альпинистского опыта и снаряжения. Но просто ждать уже не было смысла. Лидеры группы смастерили сани, сшили материал для спального мешка и отобрали тех, кто пойдет искать помощь. После подготовки двое отправились на запад в направлении Чили. Борясь с холодом и тяжелой горной болезнью, они каким-то образом поднялись на ближайшую вершину, примерно 4,5 тысячи метров над уровнем моря, и осмотрели окрестности. Горы и долины, петлявшие между ними, ― и только вечная мерзлота вокруг. «Мы через многое прошли, ― сказал тогда один из членов команды, Роберто Канесса, другому ― Нандо Паррадо. ― А теперь давай умрём вместе».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анды, Чили
Анды, Чили
Unsplash

Неуверенно, медленно они спускались с другого склоны горы. Пройти ледник было невероятно сложно. Студенты спотыкались и падали, слабея день ото дня, пока 18 декабря не услышали журчание воды. Уругвайцы вышли к устью реки и пошли вдоль нее. На следующий день они увидели признаки пребывания человека: ржавую банку из-под супа, подкову, коровий навоз, а затем ― стадо коров. Наконец, 20 декабря, показался удаляющийся человек на лошади по другую сторону реки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спасение

На следующий день Паррадо и Канесса увидели ещё троих. Нандо пытался перекричать рев реки и руками показывал, кто он такой, жестами имитируя крушение самолета. Его охватило отчаяние. Он боялся, что люди подумают, что он сумасшедший, и уйдут. Но вместо этого один из путников привязал записку к камню и бросил её через реку: «Напиши, чего ты хочешь». Паррадо дрожащими руками стали писать: «Я был в самолете, который разбился в горах». Нандо объяснил, что он и Канесса очень слабы и долго голодали, что рядом с самолетом осталось их 14 друзей, и им срочно нужна помощь. «Вы придете за нами? Пожалуйста. Мы не можем ходить. Где мы?» ― такими словами заканчивалась записка.

Нандо собрался бросить камень, но остановился. Он не был уверен, что у него хватит сил добросить послание до другого берега. Изо всей мощи он швырнул камень. Мужчина поднял записку и показал: я всё понял.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Спасение выживших в авиакатастрофе
Спасение выживших в авиакатастрофе
Getty Images

Позже на их стороне реки появился всадник, и вскоре Нандо и Роберто уже были в хижине, где их накормили горячей едой. Прибыла чилийская конная полиция и группа репортеров. Приземлились спасательные вертолеты, и, хотя спасатели явно сомневались в рассказе Паррадо о подъеме и спуске с горы, они отправились вместе с ним на поиски самолета. Сильная турбулентность сотрясала вертолеты, которые с визгом пытались подняться на гору. Когда экипаж пролетал над вершиной, порывы ветра бросали их из стороны в сторону. Гору пришлось облетать с юга. Паррадо был дезориентирован. Он уже потерялся на местности и боялся, что не сможет найти тот склон, на котором разбился их самолет. Но затем внезапно показались черные пятна на льду. Два вертолета снизились и забрали шестерых выживших. Была вызвана еще одна спасательная команда, чтобы найти остальных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
авиакатастрофа в Андах реальная история событий
Getty Images

В больнице Сан-Фернандо с Паррадо сняли слои грязной одежды и впервые за несколько месяцев он принял тёплый душ. Вытираясь насухо полотенцем, он мельком увидел свое отражение в зеркале. Кожа да кости, тень от того спортивного молодого мужчины, каким он садился в самолёт 72 дня назад. Но он выбрался, и с каждым вдохом повторял одни и те же слова: «Я жив. Я жив. Я жив».

Нажми и смотри