«А хулиганы у вас есть?»: как активисты в малых землях объединяются, чтобы удержать «своих»

Малые российские земли — территория непростая. Город по-прежнему тянет и взрослых, и молодежь — уезжать, искать большие деньги и интересную жизнь. Но местные активисты сдаваться не собираются, ищут «точки роста» и способы понравиться не только заезжим туристам, но и самому сложному контингенту — своим. Съездили в Ленинградскую область, чтобы посмотреть, как рыбацкий промысел, музей в колокольне, работа с глиной и мечта о мультиках объединяют вокруг себя людей.
«А хулиганы у вас есть?»: как активисты в малых землях объединяются, чтобы удержать «своих»
Архив фонда Тимченко
Удержать людей на их земле — обычно входит в стратегические государственные задачи. Но программы «сверху» не работают, если в развитии региона не участвуют вдохновленные местные, со своими инициативами и своей экспертностью. И правда, кто лучше самих жителей знает, чем они богаты и чем могут увлечь своих земляков. Конкурс «Культурная мозаика», который с 2014 года реализует Фонд Тимченко, ищет самые душевные и при этом перспективные инициативы «на местах», чтобы поддержать грантами их новые проекты. Ленинградская область стала одной из первых территорий, куда фонд передал модель конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл». За три года победители смогут получить гранты на сумму 24 млн рублей. Половину этой суммы предоставит Фонд Тимченко, остальную часть составят гранты губернатора Ленобласти.
Содержание статьи

Сбежавший дворник и подростки на остановке: медиастудия в Большой Пустомерже

В деревне Большая Пустомержа живет меньше полутора тысяч человек. Но детей много, и за досугом родители возят их в город Кингисепп — сорок минут на маршрутке туда, сорок минут обратно, и это если не встать в пробку на железнодорожном переезде — на час-полтора. Долго, дорого, но особого выбора нет, если хочешь вырастить ребенка культурным человеком. Всё начало меняться, когда в Пустомерже узнали о мечте нового библиотекаря.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ирина Егорова, библиотекарь
Ирина Егорова, библиотекарь
Архив фонда

Ирина Егорова выросла в деревне, выучилась на менеджера, работала в торговых сетях, воспитывала сына. А когда сын вырос — пошла учиться в институт культуры и устроилась в Пустомерже библиотекарем, потому что всегда мечтала работать с людьми, особенно с детьми. Устроилась и стала мечтать уже о совсем невероятном: детской мультстудии. «Меня саму в детстве всё это завораживало, хотелось узнать, как же делаются мультфильмы, хотелось всё попробовать своими руками. Стала думать об этом для наших местных детей, и вдруг, когда пришел новый глава поселения, интересный, с идеями, с проектным мышлением, оказалось, что всё это осуществимо».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В медиастудии «Второй этаж»
В медиастудии «Второй этаж»
Архив фонда
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С подачи нового главы, и правда энергичного и убедительно звучащего Дмитрия Бобрецова, команда будущего проекта под руководством директора Елены Трыбуш написала заявку на грант, в котором рассказала, как будет увлекать детей современным творчеством и заодно бороться с острой социальной проблемой поселения — мусором на детских площадках. Получили грант, выучили двух специалистов на педагогов анимации, свозили детей в студию «Смешариков», вместе с родителями-энтузиастами оборудовали второй этаж библиотеки под студию и начали творить. Первым мультфильмом, который создали в медиастудии «Второй этаж» стал мультфильм на ту самую злободневную тему: мусор на площадках. Отчаявшийся дворник улетает из Пустомержи в космос, потому что сил его больше нет смотреть на это безобразие. Но возвращается с надеждой на исправившихся пустомержских детей. И вместе с ними очищает площадку от всего, чем её завалили. На премьере дети не могли поверить, что всё-всё — от создания рисунков, до озвучания и сведения в программе — сделали они сами. Сейчас они бегут туда прямо со школы, чтобы выпить чаю, отдохнуть на диванчике и поскорее пойти в студию к своим 3D-карандашам и анимационным программам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый мультфильм медиастудии — «Хрюши против»
Первый мультфильм медиастудии — «Хрюши против»
Архив фонда

С мусором идея тоже даёт свои плоды — юные аниматоры прониклись проблемой и стали амбассадорами чистоты. «Недавно на площадке видела, как наш ученик строго сказал какому-то ребёнку: убери за собой, мусорка — вон там», — говорит Егорова. Мультстудией Ирина довольна: у детей классный досуг, гордость за свои успехи, интересные и востребованные навыки, которые могут перерасти в профессию. Но мечтает она о большем: вот вырастут эти дети до подростков — и куда пойдут?

«Надеемся, со временем у нас появится и видеостудия, теперь-то мы знаем, что всё получится, если постараться».

Уезжая из Большой Пустомержи, ждем наш микроавтобус и замечаем в стороне, на остановке, стайку мающихся от безделья подростков. Спрашиваем, где тут у них урна, чтобы выбросить мусор, заодно выясняем, что да, ездить в Кингисепп — это «капец как долго». Подростки интересуются, откуда мы и зачем сюда приехали, и мы рассказываем и про мультстудию, и про то, что в планах и видеостудия для детей постарше... «Что?! У нас? Видеостудия? А как записаться?» — таким было самое быстрое и яркое исследование рынка для новой услуги. Хочется, чтобы всё у них получилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Думал, они убраться помогут, а они вон что»: музей в колокольне и рыбацкая деревня в Новой Ладоге

«Сейчас мы вас напоим чаем и накормим пирогами, а потом — заберёмся вон туда», — весело говорят две женщины, встречающие нас на старом кладбище. Вон туда — это на колокольню, с которой открывается вид с одной стороны — на устье реки Волхов, с другой — на судоверфь, с которой и началась история города Новая Ладога.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Новая Ладога
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Новая Ладога
Архив фонда
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1702 году по приказу Петра I сюда доставили более двух тысяч мастеров корабельного дела. Когда заложили город — перевезли часть жителей из прежней Ладоги. И закипела жизнь, сначала связанная с судостроительством, потом — с торговлей и рыболовством. За несколько веков город не раз становился местом важных событий. В середине 18 века здесь командовал пехотным полком Александр Суворов, именно в Новой Ладоге он написал своё знаменитое «Полковое учреждение» — теорию об обучении солдат. Во время Великой Отечественной войны в Новой Ладоге базировалась флотилия, которая обеспечивала работу «Дороги жизни», единственной между осаждённым Ленинградом и большой землёй. Город процветал, пока в 1904 году рядом не проложили железную дорогу.

Новая Ладога осталась в стороне, превращаясь в тихое провинциальное место.
Архив фонда
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В общем, история богатая, и в целом уже рассказанная. Но двум местным энтузиасткам-краеведкам хотелось узнавать о городе больше и рассказывать по-своему. Начали с изучения архивов и быстро поняли, что нужен свой музей. В это время как раз новый настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы, отец Алексей Волков, искал единомышленников — расчищать и реанимировать храм. И до него там шли службы, но церковь, по словам местных, была в удручающем состоянии, хлама было столько, что выносили не один месяц. Евгения Алексахина и Татьяна Чурова пришли помогать и в какой-то момент поделились мечтой о музее. «Думал, они просто убраться помогут, а они вон что... Предложил сделать музей здесь, в колокольне», — говорит отец Алексей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Татьяна Чурова, Евгения Алексахина и отец Алексей
Татьяна Чурова, Евгения Алексахина и отец Алексей
Архив фонда

Сегодня четыре пролёта колокольни — удивительный музей, свидетель разных эпох Новой Ладоги, и сделанный так, что как-то забываешь про то, что это «учреждение культуры». Во-первых, некоторые экспонаты, вроде набойки с обуви звонаря, найдены вот прямо здесь. Некоторые вписаны в буквальном смысле в стены — пубертатные фантазии звонарей-подростков, отдыхавших под лестницей полтора века назад, показывают взрослым посетителям с отдельной гордостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Музей в колокольне, Новая Ладога
Музей в колокольне, Новая Ладога
Архив фонда
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, большинство экспонатов можно трогать и примерять, и угадывать, что это такое нашли в колокольне. Вы, кстати, знали, из чего собирается храмовый купол-луковица? Мы раньше тоже нет, узнали, когда нам показали старые «журавцы» — изогнутые стойки, которые собирались в каркас. В-третьих, факты, которые ты добыл сам, рассказываются ну совсем по-другому. Поверьте, эту авторскую экскурсию по скрипучей лестнице вы не забудете никогда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архив фонда
Архив фонда

«Музей в колокольне» потихоньку становится знаменитым. Счет посетителей идет на тысячи. А Татьяна и Евгения поняли, что хотят не только говорить о прошлом, но и сохранять ускользающее настоящее. Так они придумали популяризировать ещё одну местную «скрепу» — традиционный рыболовецкий промысел.

Рыбацкая деревня
Рыбацкая деревня
Архив фонда
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В советское время в Новой Ладоге работал огромный рыболовецкий колхоз им. Калинина. Перестроечной экономики он, как и многие, не пережил. И хотя часть производства удалось сохранить, от былого величия не осталось и следа. Но остались старые рыбаки, начинавшие, когда за рыбой колхоз плавал ещё на деревянных лодках, и заставшие уже современные суда. Колоритные, степенные, они встречают нас на берегу канала Волховец, где возле старого рыбацкого амбара натянуты снасти и накрыт стол с ухой. В этом месте и происходит то, что основательницы назвали «Город рыбаков» — семейные экскурсии для тех, кто хочет погрузиться в рыбацкое дело, узнать о старом мастерстве, послушать байки, пройти квест, поесть ухи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архив фонда
Архив фонда

Правительство Ленинградской области и Фонд Тимченко идею поддержали, на грант проект запустили. Дети и родители в восторге, ветераны рыболовства в центре внимания и почета. Отлично получилось!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Деньгами город не перешибить, нужна идеология»: чай от внутренних морщин и ягоды в Пениковском поселении

Летним утром в деревне Пеники красиво — вид на Финский залив и Кронштадт, утренняя дымка над водой. В беседке троица мальчишек лет четырнадцати смотрит мемы на телефоне и смачно их комментирует. «Пацаны, а хулиганы у вас тут есть? — спрашиваю самого нахального. — Деревня ваша нравится, но хочется узнать побольше про хулиганов». «Ну что вы, — радостно мотают головой все трое, — никаких хулиганов, разве только мы». На этой ноте продолжаем: как живется, где учиться будете, куда работать поедете? «Учиться — в Питере, а потом — посмотрим, как деревня будет. Если всё нормально, то, может, и вернёмся».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архив фонда
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Нормально» в Пениках бывало и не раз. Хотя историей её помотало. В начале семнадцатого века, когда-то нижегородская, местность была отдана Швеции — почти на сто лет. В это время рядом с нынешней деревней Пеники появилась усадьба, владелец которой разводил охотничьих собак. Легенда говорит о том, что Пенниккала, сократившаяся потом до Пеников, дословно и значит Щенково. Шведов изгнали, название осталось, а сами земли Петр I подарил другу — князю Меньшикову. Меньшиков, который выписал из Подмосковья, из деревни Бронная, своих крестьян, отличных огородников. Говорят, их потомки до сих пор помнят о своих московских корнях.

Архив фонда
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Местные крестьяне пережили отмену крепостного права — с непосильными выплатами за выделенные наделы. Создание колхозов, куда вынуждены были отдавать скот и инвентарь. Великую отечественную, бомбы с немецких самолётов, летавших на Кронштадт. Неурожайные годы на и так не плодородной северной земле. Спасти колхоз и людей от голода смогла председательница колхоза, которую помнят здесь как отличного организатора. Постепенно хозяйство, переименованное в колхоз «Плодоягодный», расцвело, здесь выращивали яблоки, смородину, жимолость, а ещё — знаменитую землянику, за которой приезжали аж из Эстонии.

Местной гордостью был «Северный плодовый питомник», одно из передовых производств в стране.

Колхоза уже нет. Но «ягодная» тема осталась. И возродилась в проекте «Ягодный берег», придуманный местным энтузиастом Вячеславом Кнышем. Местным он стал, когда переехал сюда из Питера растить детей «на земле». Энтузиастом — когда начал учить своего сына шахматам, а потом основал шахматный клуб для детей. Вместе с единомышленниками они создали здесь целую «группу компаний» — разного рода проектов и инициатив. «У нас и каток есть, и корт для тенниса, и новый дом культуры с хореографией... И мы вроде стараемся, а молодежь все равно уезжает. Приходится стараться вдвойне: вот договорились с несколькими университетами, чтобы сделать в Пениках аграрное направление — как допобразование, чтобы вовлекать молодежь в аграрные профессии, чтобы они ориентировались на современные технологии, на бизнес. Молодёжь уезжает, потому что город много платит, это понятно. И деньгами нам город не перешибить — только идеологией. Вот мы своими инициативами и идём».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вячеслав Кныш и Вера Медведкина
Вячеслав Кныш и Вера Медведкина
Архив фонда

«Инициативы» в Пениках начались лет 15 назад, с бывших работниц колхоза — куда-то нужно было прикладывать свою энергию. Пенсионерки до сих пор — главный «летучий штаб» этой группы компаний, которая и травяные чаи делает, и красивые мастер-классы по ним проводит, и зефир варит, и сети плетёт, и местных фермеров обучает. Всё это они делали, организовавшись в центр развития сельских инициатив «Преображение».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В «штабе» группы компаний Пениковского поселения
В «штабе» группы компаний Пениковского поселения
Архив фонда

«А началось вот с них — с моих девочек совхозных. Зоотехник, доярочка, бригадир, вот наша учительница местная... Горжусь ими! Имею честь вам их представить, — говорит директор "Преображения" Вера Медведкина. — И горжусь нашими теперь уже брендом "Ягодный берег", который мы в 2019 году запустили как социальный проект».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пирог «Ягодный берег», которым в Пениках угощают журналистов
Пирог «Ягодный берег», которым в Пениках угощают журналистов
Архив фонда

«У нас ведь очень разноплановое поселение, — продолжает ещё один член команды, Ольга Дудорова, — Есть городские, понаехавшие, есть местные, есть гастарбайтеры, есть пенсионеры и есть молодежь. Нужна была тема, которая людей объединит. И мы решили — вот же она, садово-огородная! Горожане увлекаются ландшафтом, цветами, местные тоже огородничают. В нашем Северном плодовом питомнике остались старинные сорта, которые здесь были выведены и сохранялись, это ведь настоящее нематериальное наследие. И мы собрали денежки, 50 тысяч, закупили саженцы и раздали в приусадебные хозяйства, в основном пожилым и одиноким, у которых своих денег на это нет. Потом стали думать: выросли саженцы, плодоносит смородина. Что с этим делать? Придумали — чаи!» И так как мы пропагандируем органическое земледелие и у нас даже есть опытный сад, который разбила наша соратница, мы там полдеревни уже обучили, как вести хозяйство без удобрений. В наших лепестках, в ягодах, в травах нет удобрений, это наша фишка».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архив фонда
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Год назад она выиграла небольшой грант, купила сушильный шкаф, и теперь, как говорит сама, «дамы нашего возраста», собирают листья и ягоды, сушат, разрабатывают купажи чаев, засертифицировали уже 11 и даже начали потихоньку реализовывать. «Сейчас будем заваривать каждому из вас индивидуальный чай, говорите, чего кому: ферментированные листья вишни, вот манжетка — от внутренних морщин, это роза — для женской гармонизации, и может кому-то крапивы? у кого с мозгами плохо, очень бодрит!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ольга Дудорова, директор АНО «Ресурсный центр "АННА
Ольга Дудорова, директор АНО «Ресурсный центр "АННА
Архив фонда

Со своим «Ягодным берегом» центр получил грант Фонда Тимченко, команда прошла обучение, съездила обменяться опытом с коллегами, задумала ещё кучу новых проектов, чтобы развивать своё поселение, объединять и вдохновлять людей. Уезжаем мы из отсюда, зная: в Пениках работают и манжетка, и крапива. Внутренних морщин у этих людей точно нет, и бодрости — не занимать!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Школу заканчивают, и начинаются у них разброд и шатания»: Баба-Яга против «нафика»

В Ивангороде, закрытом городе на самой границе с Эстонией (с исторической крепости действительно отлично видна заграница), открыт единственный в мире музей художника Ивана Билибина. Даже если вам ничего не говорит эта фамилия, то выросли вы на русских сказках и на сказках Пушкина с его иллюстрациями — его Баба-Яга, куда-то мрачно летящая по тёмному лесу в ступе, стала абсолютно канонической. Её и других билибинских персонажей мы видим первым делом, когда входим в шатер на территории крепости. Ученики мастерских «Верес» усердно переводят их через копирку на глиняные тарелки, чтобы затем раскрасить и продать туристам. Тарелки сделали сами — на гончарном кругу, с руководителем «Вереса», художником Виктором Федосеевым. Мастерские он задумал инклюзивными: здесь занимаются дети с особенностями развития, трудные подростки, воспитанники и выпускники школы-интерната.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вид на Нарву с Ивангородской крепости
Вид на Нарву с Ивангородской крепости
Архив фонда

«Почему именно с детьми с ОВЗ решил работать — потому что сам прошел через детскую инвалидность, — говорит Виктор Федосеев. — И знаю, как важно успеть интегрировать детей во что-то полезное, интересное. Один из способов — керамика. Ей можно увлечь "лёгких" товарищей, и "сложных". И мечты свои можно реализовать, и профессии научиться. Они же как школу заканчивают, у них начинаются разброд и шатания: пошли все нафик, ничего не хочу, пенсию получаю и не буду больше ничего делать. Наша задача их никуда не отпускать, привлечь к себе».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Художник Виктор Федосеев с учениками
Художник Виктор Федосеев с учениками
Архив фонда

Виктор позиционирует себя как воспитатель строгий. Поэтому мы не просим его комментировать, когда замечаем мальчишку, увлеченно рисующего на тарелке не билибинские красоты, а марвелловского героя. И как талантливо рисовал! Но мастерской нужны сувениры для туристов — на вырученные за летний сезон деньги она весь год оплачивает электричество и расходники для работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тарелки, выполненные учениками мастерских «Верес»
Тарелки, выполненные учениками мастерских «Верес»
Архив фонда

«Основная проблема выросших людей с ОВЗ — это профессиональная занятость. Да, существуют различные государственные программы. Но они тяжело туда интегрируются. Не все пойдут к какому-то дяде работать, незнакомая среда, некомфортные условия, никто тебя не поддерживает и специально не занимается, поэтому мы решили предлагать выпускникам работу у нас же в мастерской. У нас же ещё и витражное производство есть, и заказ есть грант на серию витражей — по нашим городским легендам. Учащиеся школы-интерната у нас практику проходят. И 8 человек уже трудоустроены, проводят мастер-классы здесь для туристов. Правда, с крепостью у нас проблемы — ступеньки кругом и туалеты 40-х годов, нашим ребятам на колясках не пробраться. Я говорю: нам нужно инклюзивное пространство, как в Нижнем Новгороде. А мне говорят: зато у вас — аутентичненько! Непонимание».

Непонимание было сначала и с директором Лесобиржской школы-интерната, учащиеся которой в основном и занимаются в мастерских.

Сейчас Инна Пименова называет Виктора «ценный кадр», а было время, когда не хотела пускать его к ребятам. «Да, было. Я же не могу отдать детей непонятно на что — у нас школа, у нас уроки, у нас дети. Но сейчас мы уже нашли общий язык, я стала к Виктору относиться как к творческой личности. Он стал с пониманием относиться к нашим каким-то организационным вещам. В общем, взаимное согласие!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архив фонда

Заканчивается время работы шатра, отдельный дворик крепости, где стоит шатёр, закрывается на ключ, ребята уезжают, а мы идем смотреть их первую публичную витражную работу. На витраже — именно она, Ивангородская крепость, в 1502 году, в драматический момент очередной осады. Погуглив, узнаём, что тогда всё закончилось хорошо. Полностью успокоившись, уезжаем.

Витраж, изготовленный в мастерских «Верес»
Витраж, изготовленный в мастерских «Верес»
Архив фонда