«А хулиганы у вас есть?»: как активисты в малых землях объединяются, чтобы удержать «своих»
Сбежавший дворник и подростки на остановке: медиастудия в Большой Пустомерже
В деревне Большая Пустомержа живет меньше полутора тысяч человек. Но детей много, и за досугом родители возят их в город Кингисепп — сорок минут на маршрутке туда, сорок минут обратно, и это если не встать в пробку на железнодорожном переезде — на час-полтора. Долго, дорого, но особого выбора нет, если хочешь вырастить ребенка культурным человеком. Всё начало меняться, когда в Пустомерже узнали о мечте нового библиотекаря.
Ирина Егорова выросла в деревне, выучилась на менеджера, работала в торговых сетях, воспитывала сына. А когда сын вырос — пошла учиться в институт культуры и устроилась в Пустомерже библиотекарем, потому что всегда мечтала работать с людьми, особенно с детьми. Устроилась и стала мечтать уже о совсем невероятном: детской мультстудии. «Меня саму в детстве всё это завораживало, хотелось узнать, как же делаются мультфильмы, хотелось всё попробовать своими руками. Стала думать об этом для наших местных детей, и вдруг, когда пришел новый глава поселения, интересный, с идеями, с проектным мышлением, оказалось, что всё это осуществимо».
С подачи нового главы, и правда энергичного и убедительно звучащего Дмитрия Бобрецова, команда будущего проекта под руководством директора Елены Трыбуш написала заявку на грант, в котором рассказала, как будет увлекать детей современным творчеством и заодно бороться с острой социальной проблемой поселения — мусором на детских площадках. Получили грант, выучили двух специалистов на педагогов анимации, свозили детей в студию «Смешариков», вместе с родителями-энтузиастами оборудовали второй этаж библиотеки под студию и начали творить. Первым мультфильмом, который создали в медиастудии «Второй этаж» стал мультфильм на ту самую злободневную тему: мусор на площадках. Отчаявшийся дворник улетает из Пустомержи в космос, потому что сил его больше нет смотреть на это безобразие. Но возвращается с надеждой на исправившихся пустомержских детей. И вместе с ними очищает площадку от всего, чем её завалили. На премьере дети не могли поверить, что всё-всё — от создания рисунков, до озвучания и сведения в программе — сделали они сами. Сейчас они бегут туда прямо со школы, чтобы выпить чаю, отдохнуть на диванчике и поскорее пойти в студию к своим 3D-карандашам и анимационным программам.
С мусором идея тоже даёт свои плоды — юные аниматоры прониклись проблемой и стали амбассадорами чистоты. «Недавно на площадке видела, как наш ученик строго сказал какому-то ребёнку: убери за собой, мусорка — вон там», — говорит Егорова. Мультстудией Ирина довольна: у детей классный досуг, гордость за свои успехи, интересные и востребованные навыки, которые могут перерасти в профессию. Но мечтает она о большем: вот вырастут эти дети до подростков — и куда пойдут?
Уезжая из Большой Пустомержи, ждем наш микроавтобус и замечаем в стороне, на остановке, стайку мающихся от безделья подростков. Спрашиваем, где тут у них урна, чтобы выбросить мусор, заодно выясняем, что да, ездить в Кингисепп — это «капец как долго». Подростки интересуются, откуда мы и зачем сюда приехали, и мы рассказываем и про мультстудию, и про то, что в планах и видеостудия для детей постарше... «Что?! У нас? Видеостудия? А как записаться?» — таким было самое быстрое и яркое исследование рынка для новой услуги. Хочется, чтобы всё у них получилось.
«Думал, они убраться помогут, а они вон что»: музей в колокольне и рыбацкая деревня в Новой Ладоге
«Сейчас мы вас напоим чаем и накормим пирогами, а потом — заберёмся вон туда», — весело говорят две женщины, встречающие нас на старом кладбище. Вон туда — это на колокольню, с которой открывается вид с одной стороны — на устье реки Волхов, с другой — на судоверфь, с которой и началась история города Новая Ладога.
В 1702 году по приказу Петра I сюда доставили более двух тысяч мастеров корабельного дела. Когда заложили город — перевезли часть жителей из прежней Ладоги. И закипела жизнь, сначала связанная с судостроительством, потом — с торговлей и рыболовством. За несколько веков город не раз становился местом важных событий. В середине 18 века здесь командовал пехотным полком Александр Суворов, именно в Новой Ладоге он написал своё знаменитое «Полковое учреждение» — теорию об обучении солдат. Во время Великой Отечественной войны в Новой Ладоге базировалась флотилия, которая обеспечивала работу «Дороги жизни», единственной между осаждённым Ленинградом и большой землёй. Город процветал, пока в 1904 году рядом не проложили железную дорогу.
В общем, история богатая, и в целом уже рассказанная. Но двум местным энтузиасткам-краеведкам хотелось узнавать о городе больше и рассказывать по-своему. Начали с изучения архивов и быстро поняли, что нужен свой музей. В это время как раз новый настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы, отец Алексей Волков, искал единомышленников — расчищать и реанимировать храм. И до него там шли службы, но церковь, по словам местных, была в удручающем состоянии, хлама было столько, что выносили не один месяц. Евгения Алексахина и Татьяна Чурова пришли помогать и в какой-то момент поделились мечтой о музее. «Думал, они просто убраться помогут, а они вон что... Предложил сделать музей здесь, в колокольне», — говорит отец Алексей.
Сегодня четыре пролёта колокольни — удивительный музей, свидетель разных эпох Новой Ладоги, и сделанный так, что как-то забываешь про то, что это «учреждение культуры». Во-первых, некоторые экспонаты, вроде набойки с обуви звонаря, найдены вот прямо здесь. Некоторые вписаны в буквальном смысле в стены — пубертатные фантазии звонарей-подростков, отдыхавших под лестницей полтора века назад, показывают взрослым посетителям с отдельной гордостью.
Во-вторых, большинство экспонатов можно трогать и примерять, и угадывать, что это такое нашли в колокольне. Вы, кстати, знали, из чего собирается храмовый купол-луковица? Мы раньше тоже нет, узнали, когда нам показали старые «журавцы» — изогнутые стойки, которые собирались в каркас. В-третьих, факты, которые ты добыл сам, рассказываются ну совсем по-другому. Поверьте, эту авторскую экскурсию по скрипучей лестнице вы не забудете никогда.
«Музей в колокольне» потихоньку становится знаменитым. Счет посетителей идет на тысячи. А Татьяна и Евгения поняли, что хотят не только говорить о прошлом, но и сохранять ускользающее настоящее. Так они придумали популяризировать ещё одну местную «скрепу» — традиционный рыболовецкий промысел.
В советское время в Новой Ладоге работал огромный рыболовецкий колхоз им. Калинина. Перестроечной экономики он, как и многие, не пережил. И хотя часть производства удалось сохранить, от былого величия не осталось и следа. Но остались старые рыбаки, начинавшие, когда за рыбой колхоз плавал ещё на деревянных лодках, и заставшие уже современные суда. Колоритные, степенные, они встречают нас на берегу канала Волховец, где возле старого рыбацкого амбара натянуты снасти и накрыт стол с ухой. В этом месте и происходит то, что основательницы назвали «Город рыбаков» — семейные экскурсии для тех, кто хочет погрузиться в рыбацкое дело, узнать о старом мастерстве, послушать байки, пройти квест, поесть ухи.
Правительство Ленинградской области и Фонд Тимченко идею поддержали, на грант проект запустили. Дети и родители в восторге, ветераны рыболовства в центре внимания и почета. Отлично получилось!
«Деньгами город не перешибить, нужна идеология»: чай от внутренних морщин и ягоды в Пениковском поселении
Летним утром в деревне Пеники красиво — вид на Финский залив и Кронштадт, утренняя дымка над водой. В беседке троица мальчишек лет четырнадцати смотрит мемы на телефоне и смачно их комментирует. «Пацаны, а хулиганы у вас тут есть? — спрашиваю самого нахального. — Деревня ваша нравится, но хочется узнать побольше про хулиганов». «Ну что вы, — радостно мотают головой все трое, — никаких хулиганов, разве только мы». На этой ноте продолжаем: как живется, где учиться будете, куда работать поедете? «Учиться — в Питере, а потом — посмотрим, как деревня будет. Если всё нормально, то, может, и вернёмся».
«Нормально» в Пениках бывало и не раз. Хотя историей её помотало. В начале семнадцатого века, когда-то нижегородская, местность была отдана Швеции — почти на сто лет. В это время рядом с нынешней деревней Пеники появилась усадьба, владелец которой разводил охотничьих собак. Легенда говорит о том, что Пенниккала, сократившаяся потом до Пеников, дословно и значит Щенково. Шведов изгнали, название осталось, а сами земли Петр I подарил другу — князю Меньшикову. Меньшиков, который выписал из Подмосковья, из деревни Бронная, своих крестьян, отличных огородников. Говорят, их потомки до сих пор помнят о своих московских корнях.
Местные крестьяне пережили отмену крепостного права — с непосильными выплатами за выделенные наделы. Создание колхозов, куда вынуждены были отдавать скот и инвентарь. Великую отечественную, бомбы с немецких самолётов, летавших на Кронштадт. Неурожайные годы на и так не плодородной северной земле. Спасти колхоз и людей от голода смогла председательница колхоза, которую помнят здесь как отличного организатора. Постепенно хозяйство, переименованное в колхоз «Плодоягодный», расцвело, здесь выращивали яблоки, смородину, жимолость, а ещё — знаменитую землянику, за которой приезжали аж из Эстонии.
Колхоза уже нет. Но «ягодная» тема осталась. И возродилась в проекте «Ягодный берег», придуманный местным энтузиастом Вячеславом Кнышем. Местным он стал, когда переехал сюда из Питера растить детей «на земле». Энтузиастом — когда начал учить своего сына шахматам, а потом основал шахматный клуб для детей. Вместе с единомышленниками они создали здесь целую «группу компаний» — разного рода проектов и инициатив. «У нас и каток есть, и корт для тенниса, и новый дом культуры с хореографией... И мы вроде стараемся, а молодежь все равно уезжает. Приходится стараться вдвойне: вот договорились с несколькими университетами, чтобы сделать в Пениках аграрное направление — как допобразование, чтобы вовлекать молодежь в аграрные профессии, чтобы они ориентировались на современные технологии, на бизнес. Молодёжь уезжает, потому что город много платит, это понятно. И деньгами нам город не перешибить — только идеологией. Вот мы своими инициативами и идём».
«Инициативы» в Пениках начались лет 15 назад, с бывших работниц колхоза — куда-то нужно было прикладывать свою энергию. Пенсионерки до сих пор — главный «летучий штаб» этой группы компаний, которая и травяные чаи делает, и красивые мастер-классы по ним проводит, и зефир варит, и сети плетёт, и местных фермеров обучает. Всё это они делали, организовавшись в центр развития сельских инициатив «Преображение».
«А началось вот с них — с моих девочек совхозных. Зоотехник, доярочка, бригадир, вот наша учительница местная... Горжусь ими! Имею честь вам их представить, — говорит директор "Преображения" Вера Медведкина. — И горжусь нашими теперь уже брендом "Ягодный берег", который мы в 2019 году запустили как социальный проект».
«У нас ведь очень разноплановое поселение, — продолжает ещё один член команды, Ольга Дудорова, — Есть городские, понаехавшие, есть местные, есть гастарбайтеры, есть пенсионеры и есть молодежь. Нужна была тема, которая людей объединит. И мы решили — вот же она, садово-огородная! Горожане увлекаются ландшафтом, цветами, местные тоже огородничают. В нашем Северном плодовом питомнике остались старинные сорта, которые здесь были выведены и сохранялись, это ведь настоящее нематериальное наследие. И мы собрали денежки, 50 тысяч, закупили саженцы и раздали в приусадебные хозяйства, в основном пожилым и одиноким, у которых своих денег на это нет. Потом стали думать: выросли саженцы, плодоносит смородина. Что с этим делать? Придумали — чаи!» И так как мы пропагандируем органическое земледелие и у нас даже есть опытный сад, который разбила наша соратница, мы там полдеревни уже обучили, как вести хозяйство без удобрений. В наших лепестках, в ягодах, в травах нет удобрений, это наша фишка».
Год назад она выиграла небольшой грант, купила сушильный шкаф, и теперь, как говорит сама, «дамы нашего возраста», собирают листья и ягоды, сушат, разрабатывают купажи чаев, засертифицировали уже 11 и даже начали потихоньку реализовывать. «Сейчас будем заваривать каждому из вас индивидуальный чай, говорите, чего кому: ферментированные листья вишни, вот манжетка — от внутренних морщин, это роза — для женской гармонизации, и может кому-то крапивы? у кого с мозгами плохо, очень бодрит!»
Со своим «Ягодным берегом» центр получил грант Фонда Тимченко, команда прошла обучение, съездила обменяться опытом с коллегами, задумала ещё кучу новых проектов, чтобы развивать своё поселение, объединять и вдохновлять людей. Уезжаем мы из отсюда, зная: в Пениках работают и манжетка, и крапива. Внутренних морщин у этих людей точно нет, и бодрости — не занимать!
«Школу заканчивают, и начинаются у них разброд и шатания»: Баба-Яга против «нафика»
В Ивангороде, закрытом городе на самой границе с Эстонией (с исторической крепости действительно отлично видна заграница), открыт единственный в мире музей художника Ивана Билибина. Даже если вам ничего не говорит эта фамилия, то выросли вы на русских сказках и на сказках Пушкина с его иллюстрациями — его Баба-Яга, куда-то мрачно летящая по тёмному лесу в ступе, стала абсолютно канонической. Её и других билибинских персонажей мы видим первым делом, когда входим в шатер на территории крепости. Ученики мастерских «Верес» усердно переводят их через копирку на глиняные тарелки, чтобы затем раскрасить и продать туристам. Тарелки сделали сами — на гончарном кругу, с руководителем «Вереса», художником Виктором Федосеевым. Мастерские он задумал инклюзивными: здесь занимаются дети с особенностями развития, трудные подростки, воспитанники и выпускники школы-интерната.
«Почему именно с детьми с ОВЗ решил работать — потому что сам прошел через детскую инвалидность, — говорит Виктор Федосеев. — И знаю, как важно успеть интегрировать детей во что-то полезное, интересное. Один из способов — керамика. Ей можно увлечь "лёгких" товарищей, и "сложных". И мечты свои можно реализовать, и профессии научиться. Они же как школу заканчивают, у них начинаются разброд и шатания: пошли все нафик, ничего не хочу, пенсию получаю и не буду больше ничего делать. Наша задача их никуда не отпускать, привлечь к себе».
Виктор позиционирует себя как воспитатель строгий. Поэтому мы не просим его комментировать, когда замечаем мальчишку, увлеченно рисующего на тарелке не билибинские красоты, а марвелловского героя. И как талантливо рисовал! Но мастерской нужны сувениры для туристов — на вырученные за летний сезон деньги она весь год оплачивает электричество и расходники для работы.
«Основная проблема выросших людей с ОВЗ — это профессиональная занятость. Да, существуют различные государственные программы. Но они тяжело туда интегрируются. Не все пойдут к какому-то дяде работать, незнакомая среда, некомфортные условия, никто тебя не поддерживает и специально не занимается, поэтому мы решили предлагать выпускникам работу у нас же в мастерской. У нас же ещё и витражное производство есть, и заказ есть грант на серию витражей — по нашим городским легендам. Учащиеся школы-интерната у нас практику проходят. И 8 человек уже трудоустроены, проводят мастер-классы здесь для туристов. Правда, с крепостью у нас проблемы — ступеньки кругом и туалеты 40-х годов, нашим ребятам на колясках не пробраться. Я говорю: нам нужно инклюзивное пространство, как в Нижнем Новгороде. А мне говорят: зато у вас — аутентичненько! Непонимание».
Сейчас Инна Пименова называет Виктора «ценный кадр», а было время, когда не хотела пускать его к ребятам. «Да, было. Я же не могу отдать детей непонятно на что — у нас школа, у нас уроки, у нас дети. Но сейчас мы уже нашли общий язык, я стала к Виктору относиться как к творческой личности. Он стал с пониманием относиться к нашим каким-то организационным вещам. В общем, взаимное согласие!»
Заканчивается время работы шатра, отдельный дворик крепости, где стоит шатёр, закрывается на ключ, ребята уезжают, а мы идем смотреть их первую публичную витражную работу. На витраже — именно она, Ивангородская крепость, в 1502 году, в драматический момент очередной осады. Погуглив, узнаём, что тогда всё закончилось хорошо. Полностью успокоившись, уезжаем.