Как цветы к 1 сентября могут спасти одних детей и научить доброте других
В школах, которые участвуют в акции, проходят уроки доброты. Волонтёр фонда «Вера» Ольга Пушкина провела более 50-ти таких уроков. Она рассказала «Новому очагу», как достучаться до детей и подростков, как разговаривать с ними о хосписе и почему добрые дела — это не про спасение мира.
«Я всегда начинаю урок с мальчика Артёма»
Всю жизнь я занимаюсь маркетингом, коммуникациями. Конечно, навыки общения сильно помогают, когда нужно войти в класс, где тебя никто не знает, и провести урок.
Когда ты заходишь в любую аудиторию, нужно это делать уверенно, с улыбкой и правильным настроем. Первые минуты определяют весь урок. Если ты вызываешь интерес и уважение как спикер, то сразу захватываешь внимание, что в эпоху такого большого информационного шума — непростая задача. Я приняла решение — рассказывать личные истории. Благо, что у меня большой опыт волонтёрства. Я несколько лет делаю праздники для детей с синдромом Дауна, я опекун нескольких детей, помогаю приюту с животными, езжу сажать деревья. Ещё я работала волонтёром на олимпиадах. Я поняла, что, наверно, будет здорово, если я буду рассказывать на своём примере. Это будет более эмоционально, и я могу добавлять какие-то забавные истории, детали, которых бы просто не было, если бы я абстрактно рассуждала о доброте.
Главная задача — рассказать, что добрые дела бывают совершенно разными. Участие в акции «Дети вместо цветов» — это отправная точка для разговора.
Я всегда начинаю урок с видео фонда «Вера» про мальчика Артёма. Это видео о том, как мальчик со спинальной мышечной атрофией благодаря акции получил специальную коляску и теперь может ходить в школу. Дети видят, что мальчик прекрасный, дружелюбный, очень улыбчивый, он с такой радостью говорит о школе. Я провожу параллель — ребят, вот видите, дети бывают разные, но благодаря вашей помощи Артём может ходить в школу, находить новых друзей, вести активный образ жизни. Этот ролик очень эмоциональный, но при этом без драмы. Он задаёт правильный тон. И дети очень сосредоточены, они понимают, что это серьёзный разговор. Но без слёз и лишнего нагнетания.
Уроки для младших, средних и старших классов сильно отличаются. Конечно, малышам я не рассказываю про хоспис. Мы говорим о том, как можно помочь маме, своим близким, как надо заботиться о кошках и собаках.
Подросткам я говорю о возможности совмещать добрые дела и пользу для себя. Если вы будете хорошо знать английский язык, то сможете работать волонтёром на Олимпийских играх или учить детей в Африке. Старшим я уже рассказываю о хосписе и о том, что никто не застрахован от сложных ситуаций. Всегда нужно пытаться помочь и не бояться этого. Это не страшно. В самых сложных ситуациях вы можете сами рассчитывать на помощь.
Для меня важно донести, что добрые дела — это не спасать мир. Добрые дела — это помочь родителям, классному руководителю, однокласснику. Быть внимательным и отзывчивым — это тоже доброе дело.
С одной стороны, со старшеклассниками можно о многом поговорить, с другой стороны — это самые сложные уроки, потому что подростки не большие фанаты школы. У них сразу возникает мысль, что их сейчас чем-то нагрузят. В таком возрасте сложно их чем-то заинтересовать. У них подростковый нигилизм. Если я сталкиваюсь с принципиальным невниманием и нежеланием слушать, я говорю: «Ребят, кому не интересно, тот может совершенно спокойно заниматься своими делами, читать, писать. Главное — не шуметь и не отвлекать соседа. Всё». Но такие ситуации бывают нечасто.
Конечно, тема смерти пугает. Иногда ученики и родители боятся самого слова «хоспис». Более того, я даже вижу, как учитель в какой-то момент урока замирает, опасаясь, что я скажу что-то, что приведёт детей в шок. Я всегда перед уроком общаюсь с родителями и учителем. Я им вкратце описываю, о чём буду говорить, чтобы они не переживали.
Когда вы рождаетесь, то вам нужна забота 24 часа в сутки. Мама вас кормит, купает, вы сами ничего не можете делать. Когда вы подрастаете, вы становитесь более самостоятельными. Но тем не менее, когда вы, например, приболели, лежите дома с температурой, вам тоже нужна помощь. Мама готовит еду, делает чай, приносит лекарства. Или, например, ваши бабушки и дедушки. Им нужна помощь физическая, потому что им тяжело. Вы помогаете им на огороде, помогаете нести сумки, вы помогаете сделать так, чтобы их жизнь была легче, приятнее. В хосписе делают то же самое — помогают людям, чтобы их жизнь была приятнее, чтобы их жизнь была без боли.
Редко, но бывает, что ребёнок говорит: «А я знаю, что такое хоспис, мы с мамой перечисляем деньги в благотворительный фонд». Но таких детей меньшинство.
Я всегда говорю о том, что помощь другим — это важная большая часть жизни. Сейчас у вас нет своих денег, но вы можете помогать временем, вниманием. Когда вы станете взрослее, вы сможете помогать и другими способами. Когда вы станете ещё взрослее, вы сможете стать донором, например, и так далее.
Моя задача — сделать так, чтобы в конце урока у каждого из ребят были в голове идеи, которые им понравились. Те добрые дела, которые они хотели бы делать дальше. Помогать родителям, одноклассникам, тяжелобольным детям, пожилым людям или защищать окружающую среду, работать волонтёрами на мероприятиях — что угодно. Я рассказываю много разных примеров, а они выбирают, что им ближе.
Я уверена, что доброте можно научить. Это в первую очередь зависит от нашего окружения. Если в нашей семье принято помогать друг другу, если мы видим, что наши друзья, проходя мимо, предлагают помощь бабушке, то и мы сами не будем стесняться это делать.
Как «Дети вместо цветов» помогли Вике
В прошлом году благодаря акции «Дети вместо цветов» фондам «Вера» и «Дом с маяком» удалось собрать почти 58 миллионов рублей и помочь 738 семьям с тяжелобольными детьми по всей России. Например, для девятилетней Вики фонд «Дом с маяком» закупил запас медицинских расходных материалов, без которых она не смогла бы принимать пищу и лекарства.
Рассказывает бабушка Вики — Людмила Васильевна: «У Вики — "синдром короткой кишки". Из-за этого ей нужно гораздо больше питания, чем обычному ребенку. Причём питания — специального. Есть суп и кашу, как другие дети, Вика не может. Ещё нужны лекарства.
И медикаменты, и питание Вика получает через порт — специальную капельницу. Она крепится к телу с помощью наклейки, которая должна быть абсолютно стерильной. Поэтому её нужно менять каждую неделю. А иногда и чаще.
Все необходимые вещества поступают из специальной ёмкости — инфузионного мешка. Его не нужно менять постоянно, он висит, всё капает, всё стерильно, никакой инфекции. Вике спокойнее, мне спокойнее. Инфузионный мешок — это счастье, раньше такого вообще у нас в стране не было.
Вика растет очень позитивной, совсем не капризной. Она очень любит музыку, мультики — телефон и планшет у неё почти всегда включены. Она всё сразу слушает и сама поёт одновременно. Это и есть наши развлечения. Конечно, из-за болезни она немного отстаёт в развитии, мало и односложно разговаривает. Зато очень любит фотографироваться — настоящая модель.
У Вики сейчас ремиссия, она нормально себя чувствует. Мы всё лето на даче, тут свежий воздух, речка, она даже купалась несколько раз. До того, как установили новую систему питания, она просто не могла это делать. А теперь ребёнок светится изнутри, это надо видеть — такое счастье».
Присоединяйтесь — и приглашайте своих знакомых! Для участия в акции необходимо зарегистрироваться на сайте dvc.fondvera.ru.