«Я услышал, как мама кричит»: брат убитой Салтанат Нукеновой впервые дал интервью российской журналистке
В Республике Казахстан продолжается судебный процесс над экс-министром национальной экономики Куандыком Бишимбаевым. Громкое дело об убийстве Салтанат Нукеновой получило резонанс в инфополе стран бывшего СССР. Старший брат потерпевшей, Айтбек Амангельды, был очень близок с ней — вся семья Нукеновых известна как дружная и крепкая. Именно он в феврале 2024 года, обвинив адвокатов Бишимбаева во лжи, опубликовал в Сети запись с видеокамеры наблюдения в ресторане, где погибла Салтанат. Айтбек дал интервью российской журналистке Елене Погребижской.
Старший брат Салтанат узнал о ее смерти от полиции вечером 9 ноября 2023 года. Он позвонил из ресторана родителям и подтвердил отцу гибель сестры. «Видимо, звонок был на громкой, потому что я услышал, как кричит мама», — рассказывает Айтбек. В суде Бишимбаев заявляет, что «не бил Салтанат по жизненно важным органам», и пытается переложить ответственность на убитую. Мать Нукеновой в отчаянии кричит: «Ты убивал ее несколько часов!»
Айтбек вспоминает, что сначала из зала судебного заседания пришлось убрать мать, которой стало плохо; потом отца из-за сердечного приступа. Он пытается оградить родителей от тяжелой информации, но они не могут отказаться от просмотра новостей из суда. На одном из заседаний судебно-медицинский эксперт пояснил, что только по голове Салтанат было нанесено не менее 13 ударов.
Елена Погребижская спрашивает, правда ли, что готовившие тело к погребению увидели на нем множество следов ударов. Айтбек отвечает утвердительно: «Мы 11 числа отвезла тело в мечеть, чтобы его подготовили к омовению, и после этого женщины, которые этим занимались, они вышли и на них лица не было, они плакали, им дурно было, от того, что они там увидели».
Айтбек вспомнил, как в ночь с 8 на 9 ноября сестра позвонила ему после полуночи и сообщила, что уходит от Куандыка. Вся семья Нукеновых ранее договорилась, что может отслеживать локации каждого, поскольку родственники волнуются друг за друга. Брат увидел, что Салтанат находится недалеко — в 10-15 минутах езды. Однако сестра не приехала, а звонок сбросила. у Айтбека позднее сложилось впечатление, что Бишимбаев насильно удерживал девушку. Потом Нукенова появилась на камерах лишь около 7 часов утра, и на ее лице были синяки.
Старший брат Салтанат рассказал, что девушка не спешила соглашаться на замужество, считая, что это должно быть серьезным решением на всю жизнь. У Бишимбаева уже было четверо детей от двух предыдущих браков. В декабре 2022 года пара прошла никах (мусульманский брак), но так и не оформила отношения официально. «Она была в каком-то гипнозе», — вспоминает Айтбек, дополняя, что Салтанат поверила Куандыку и считала, что его судимость за коррупционное впечатление — «заказная».
Нукенова до романа с Бишимбаевым вела прием женщин как астролог. Её помощница Айнар рассказала во время заседания, что летом 2023 года Салтанат сообщила, что Куандык запрещает ей продолжать практику астролога. Девушка очень любила свою работу, поэтому ее помощница искренне расстроилась, услышав такие новости. При встрече Айнар увидела на лице и шее Нукеновой не только синяки, но и отпечатки веревок после попыток удушить. Салтанат тогда рассказала, что находится под постоянным контролем партнера, с запретом на встречи с сестрами или подругами.
Брат Салтанат вспомнил, что агрессивность Куандыка стала заметна еще в Новый 2023 год. Бишимбаев накричал на своих детей от второго брака, которые открыли раньше времени его подарки из-под елки, нецензурно оскорблял свою мать. В марте 2023 года Салтанат жаловалась Айтбеку, что муж не дает ей спать. С тех пор психологическое и физическое насилие в адрес девушки повторялось регулярно, она присылала брату свои фото в синяках, но хотела сохранить отношения и отказывалась покидать Куандыка.
Почему Салтанат не ушла от Бишимбаева? Она пыталась это сделать 12 раз. Уезжала к родителям в Павлодар (4 часа езды), но потом пара мирилась, и она возвращалась. «Я нашёл ей психолога, который в Астане помогает девушкам и женщинам выйти из таких отношений... Я ей так и говорил, что ты сейчас другая, у тебя внутри, видимо, что-то сломалось, раз ты не понимаешь, что происходит. Потому что та Салтанат, которую я знаю, никогда бы не позволила её бить, поднимать руку на неё, у тебя внутри что-то сломано. Тебе нужно сходить к психологу». Я умолял ее, она в ответ мне отправляла их фотографии с отдыха, где они счастливы, защищала его».
Салтанат попала в классическую ловушку абьюзера — «качели». После каждого кризиса с обвинениями, скандалами и насилием партнер засыпал ее извинениями и признаниями в любви. Кроме того, Нукенова от него слышала угрозы причинения вреда близким в случае, если она решит уйти. Айтбек отверг звучащие в Сети доводы, что Салтанат не уходила из-за денег: «Она могла зарабатывать 350 долларов в день, к тому же наша семья обеспеченная. Сейчас на нас несколько месяцев работают четыре топовых адвоката Казахстана, и мы ни разу не проводили никаких сборов».
«Она думала, что если родит Бишимбаеву ребенка, он изменится», — горько подытоживает Айтбек. Родные убеждали девушку, что в разводе нет ничего страшного, к тому же брак даже не оформлен официально. После одного из скандалов и побоев Салтанат в октябре 2023 года все же решила уйти окончательно, сняла себе квартиру. Однако потом Нукенова вновь вернулась к Бишимбаеву и была убита менее чем через месяц.
«Мы сделали всё, что могли. Для меня сейчас в первую очередь важна моя семья, родители», — признается Айтбек. Брат Салтанат прикладывает усилия не только к огласке похожих случаев домашнего насилия в Казахстане, но и к продвижению законодательных изменений, направленных на защиту жертв такого насилия.