«Я не требовал запрета»: сын Виктора Цоя рассказал о споре с Алексеем Учителем
Единственный сын Виктора Цоя пишет музыку для собственного проекта «Ронин» и сотрудничает с музыкантами «Кино» в новых проектах. 35-летний Александр Цой рассказал «Новой газете» о конфликте с режиссёром Алексеем Учителем. Осенью 2020 года сообщалось, что родственники Виктора Цоя хотят запретить выход фильма «Цой». Александр отметил, что идёт ранняя стадия судебного разбирательства, которое может растянуться на годы, но сразу уточнил: речь о запрете не шла. «Я просил не использовать имя отца в названии фильма и удалить кадры с ним. Ничего сверхъестественного, никакого контроля над чужим творчеством. Право на имя, право на изображение — вот что я защищал», — объяснил сын лидера «Кино».
В фильме Алексея Учителя «Цой» использована архивная видеозапись с Виктором из картины «Рок», снятой самим Учителем. Александр уверен, что режиссёр не имеет права по умолчанию вновь использовать эту запись: «Это новый фильм, он про другое, и он художественный, а не документальный. Так нельзя делать... Ты не можешь без разрешения использовать образ и имя реального человека, какие бы материалы у тебя ни были», — пояснил Цой-младший, отметив, что нельзя купить интервью известного человека и сделать из него без согласия художественный фильм. Александр напомнил, что давал разрешение Кириллу Серебренникову для фильма «Лето», поскольку ему показали сценарий и учли все пожелания.
Александр встречался и с Алексеем Учителем, но режиссёр не стал учитывать пожелания наследника, а затем началась громкая кампания в прессе, «в которой побеждает не тот, кто прав, а тот, кто громче кричит. Видимо, у Алексея Ефимовича больше возможностей, желания и времени этим заниматься, чем у меня. Он кричал гораздо громче и успешно выставил меня идиотом. Но это не значит, что он прав», — пояснил музыкант. Александр дополнил, что ему не нужны деньги от создателей фильма, помимо покрытия юридических издержек. «Важно, чтобы признали: так делать нельзя. Это принципиальный момент».
Цой-младший напомнил, что на Западе реакция родственников и правообладателей влияет на судьбу байопика. Он привёл в пример картину Гаса Ван Сента «Последние дни», в основу которой положена судьба Курта Кобейна. Из-за несогласия наследников героя картины зовут иначе, а музыка «Нирваны» не звучит в фильме. При этом «Богемская рапсодия» рассказывает именно о Фредди Меркьюри, поскольку фильм никого не задел и не вызвал запрета на использование имени. «То, чего я прошу, это не блажь, это нормальная процедура», — уверен Александр.
Александр Цой опроверг также запрет другим музыкантам играть композиции «Кино». Он объяснил, что речь была о единственном запрете, когда канал РЕН ТВ за сутки до эфира буквально поставил его и других артистов «Кино» перед фактом: «У нас на завтра запланирована съемка программы, мы не знали, что надо согласовать, уже все вызваны». Александр отметил, что телеканал не мог не знать о требованиях по согласованию, и назвал такой подход шантажом и выкручиванием рук: все уже приглашены, неловко подводить. Тем не менее, телеканал получил отказ.
По словам музыканта, решение было продиктовано тем, что программа не содержала никакой хорошей идеи и была «дежурной историей к дате». Музыканты «Кино» и Александр посоветовались и ответили отказом. При этом регулярно согласовывается использование песен «Кино» с компаниями и артистами, которые готовят новые версии композиций. Недавно «Кино» и Александр Цой одобрили выход альбома «Кино-2021», в котором перемикшированы в современном звуке старые песни коллектива. «Мне звонил Каспарян, он был настроен заблокировать его. Но мы поговорили и решили, что нехай будет. Все, что можно разрешить, — разрешаем», — резюмировал Александр.
Фото: Persona Stars; Legion-media; @sashatso.y