Услуги женского обрезания: калечащая древность? Нет, наши дни
Вчера соцсети потрясло сообщение о том, что в Москве в клиниках предлагаются услуги женского обрезания – на сайте центра «Бест Клиник» эту калечащую операцию описывали как нормальное операционное вмешательство.
«Медицинских показаний для этой операции нет, вмешательство проводится по религиозным или ритуальным мотивам», — сообщал сайт центра и добавлял, что, поскольку операция является «калечащей», делать ее «необходимо не в домашних условиях, а в медицинской клинике». («Бест Клиник» — это сеть, но такая услуга была только на сайте центра на «Бауманской»; он принадлежит компании «Классикус», которой владеют Марина Строкина и Дмитрий Афонин.)
На сайте центра предлагалось три вида клиторэктомии: удаление капюшона клитора, удаление клитора вместе с капюшоном и малыми половыми губами и инфибуляция. Инфибуляция, целью которой является создать препятствия для полового акта (такая практика особенно распространена в некоторых африканских странах), описывалась так: «Иссекается клитор с капюшоном, малые половые губы, а большие сшиваются, остается только возможность для мочеиспускания и менструации», — цитирует «Медуза» в своем расследовании.
Кроме того, на сайте клиники было сказано, что «обрезание клитора проводится девочкам до начала периода полового созревания, обычно в возрасте от 5 до 12 лет».
Что такое клиторэктомия?
Клиторэктомия - это операция, не имеющая медицинских показаний, а только религиозные. Девочке, обычно до полового созревания, вырезают клитор, а иногда и сшивают половые губы, оставляя лишь отверстие для мочеиспускания и менструаций. После «обрезания» женщины теряют чувствительность, часто она приводит к инфекциям и нередко к смерти. Также женщины, перенесшие подобное насилие над телом, страдают депрессиями и посттравматическим расстройством. Все это призвано снизить влечение и сделать женщину истинно религиозной, как утверждают защитники подобных действий.
Всемирная организация здравоохранения и Организация объединенных наций считают это формой насилия, варварской и калечащей. 28 ноября 2012 ООН приняла резолюцию, запрещающую женское обрезание.
При этом практика женского обрезания до сих пор существует. По данным ООН, в мире существует около 200 миллионов женщин, прошедших через нее. Большинство из них — в африканских странах. В Египте и Эфиопии искалечены до 90% женщин не старше 50 лет. Но и в западных странах такие операции продолжают делать подпольно.
В России наибольшее распространение эта форма насилия имеет в Дагестане. В 2016 году организация «Правовая инициатива» опубликовала доклад со свидетельствами женщин-дагестанок, подвергшихся в детстве обрезанию. Российский муфтий Северного Кавказа Исмаил Бердиев выступил с комментарием этого доклада таким образом: «Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась».
Публикация доклада «Правовой инициативы» повлекла за собой много шума, и депутат Мария Максакова внесла в Госдуму законопроект, предлагавший ввести уголовное наказание до десяти лет лишения свободы за женское обрезание, совершенное по религиозным мотивам. Этот закон принят не был.
«Ничего не было»
Через день описание на сайте клиники было изменено, хотя скриншоты оригинального текста остались, пишет «Медуза». Исчезли все слова, указывающие на то, что процедуру можно провести несовершеннолетним – ребенок, девочка, были исправлены на нейтральную «пациентку».
Корреспондент Медузы пообщался с заместителем генерального директора «Бест Клиник» Любовью Аксеновой. На вопрос корреспондента: «У вас указано, что для таких операций не нужны медицинские показания, только религиозная причина» она ответила согласием. При этом сегодня на сайте клиники уже находится совершенно другая информация.
И эта клиника – не единичный случай. «Я тупо захожу в поисковик и набираю там "клиторэктомия москва". Больше шестидесяти медицинских центров легко и не скрываясь предлагают то же самое», – пишет в фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Юлия Дягилева.
«Косметология Детское отделение на Симферопольском бульваре (м. Севастопольская)» в этом списке настораживает особенно сильно.