«Собирали сахар, чтоб сходить в кино»: 89-летняя россиянка вспомнила детский дом

Бабушка Евгения живёт на Урале, ведёт блог в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и путешествует по России. Потеряв маму в раннем детстве, она попала в детский дом и пережила там войну.
«Собирали сахар, чтоб сходить в кино»: 89-летняя россиянка вспомнила детский дом
Legion-media

Пенсионерка из Свердловской области больше года назад создала страницу в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), включив в название дату своего рождения – 6 сентября 1931 года. «Баба Женя» написала о себе — «89 лет, а я до сих пор люблю путешествия». Евгении Фёдоровне невозможно заработать на путешествия, но активное участие в конкурсах блогеров принесло ей поездки в Сочи и Анапу. Каждую неделю пенсионерку навещают дочь и внуки с правнуком. В пятницу она рассказала о смерти матери и трудном детстве в детском доме. Евгения Фёдоровна родилась в Башкирии и была старшей из троих детей. Отец не жил с ними, а мама рано умерла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Помню только, что мама сильно болела и мы были совсем не нужны другим родственникам. Помню, как нас привели всего один раз к маме в больницу, и она из-под подушки достала нам хлебушек, чтоб мы поели. И вскоре мама умерла», — поделилась пенсионерка. Она не знает ни места и даты рождения родителей, ни где находятся их могилы. Дети попали в разные детские дома – младший брат потерялся навсегда, а с сестрёнкой Женя встретилась во втором детском доме в Уфе, уже подростком в послевоенные годы. Войну Евгения Фёдоровна провела в Узянах и называет это время самым тяжёлым в своей жизни.

Воспитанники в детском доме были предоставлены сами себе — пилили дрова, чтобы топить печку в комнате, собирали в полях мороженую картошку и запекали в печке, носили воду и скоблили полы. Каждый мечтал быть дежурным в столовой: если каша пригорала, можно было отскоблить и съесть пригарки. «Здесь меня научили вязать и шить, для фронта мы вместе с воспитателями вязали варежки и носки. И помню, как в детдом мне пришла телеграмма от отца "Ухожу на фронт, целую папа". Я долго берегла ее», — вспоминает пенсионерка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дети ощущали себя не нужными никому, поэтому заботливую учительницу Женя запомнила на всю жизнь. Летом 1945 года девочку перевели в Уфу – в детский дом на улице Революционная, 171. В большом городе было легче жить в трудное послевоенное время. Воспитанники детского дома бегали к церкви, где просили милостыню, чтобы прокормиться. Один раз священник храма положил Жене в руки деньги, и она вместе с другими детьми из детского дома сходила в кино. «Я до сих пор так благодарна этому человеку, он вселил в меня надежду, что все будет хорошо», — признаётся она.

Несколько лет назад Евгения Фёдоровна вместе с дочерью побывали в Уфе. Бывшая воспитанница детского дома отыскала храм своего детства и с благодарностью вернула деньги, полученные когда-то от священника. Евгения Фёдоровна вспомнила, как вместе с другими ребятами откладывала в обед по чайной ложечке сахара, который давали к чаю. Когда набирался стакан, дети бежали продавать его на рынке и покупали билеты в кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внуки хотели отыскать в архиве первого детского дома данные бабушки и сведения о её родителях, но оказалось, что всё погибло в пожаре, и никакая информация не сохранилась до наших дней. «Мне очень бы хотелось, чтоб наше государство обратило внимание на детей войны. Нам правда было очень тяжело пережить это время», — завершила рассказ Евгения Фёдоровна (орфография и пунктуация автора сохранены. — Прим. ред.).

Фото: Legion-media; @evgeniya060931