Подготовка приемных родителей должна быть разной — в зависимости от ребенка
Как отметили участники круглого стола, ключевая задача сегодня — подготовка качественных, квалифицированных кадров, которые будут готовить и сопровождать приемные семьи. Дефицит кадров в регионах, низкий уровень квалификации специалистов служб сопровождения в качестве одной из основных проблем назвали как приемные родители, так и специалисты школ приемных родителей (ШПР), присутствовавшие на круглом столе.
По словам Дины Магнат, сотрудника Института развития семейного устройства, задача ШПР — помочь родителям принять решение и развенчать основные мифы. «В нашей практике часто бывает так, что люди, которые изначально пришли за голубоглазым младенцем, понимают, что могут взять ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наша задача — снять популярные стереотипы: о вич, ДЦП, умственной отсталости и т.д. — это то, что может сделать обычная школа», — сказала она.
Другие участники круглого стола отметили, что очень важно иметь возможность дифференцированной подготовки приемных родителей и после общего базового блока давать дополнительные знания для тех родителей, которые готовы брать детей с ОВЗ, подростков или становиться временной семьей.
«Мы не раз сталкивались в работе фонда с ситуациями, когда родители хороши как приемная семья, но не в отношении этого конкретного ребенка. Есть большие группы детей, которые требуют другого подхода. Подготовка приемных родителей должна быть дифференцированной, как минимум, рассчитанной на следующие группы: детей с ограниченными возможностями здоровья, подростков с трудным поведением, сиблингов, детей во временных семьях», — отметила Елена Альшанская. По ее словам, базовая программа ШПР не отвечает тем потребностям, которые сегодня есть у приемных родителей, и не дает возможности подробно говорить на эти темы. То есть к этой программе должны быть соответствующие дополнительные модули.
Участники круглого стола считают, что необходимо развивать институт временных приемных семей для детей, родители которых не лишены прав в силу объективных сложностей и временно не могут выполнять свои функции (например, находятся на лечении или в местах лишения свободы). Подробнее об этом рассказала психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Юлия Курчанова. По ее словам, временное устройство предполагает обязательное сопровождение приемной семьи и параллельную работу с «исходной» семьей. «Для того, чтобы минимизировать риски, должна быть согласованность действий специалистов, которые работают с двумя семьями параллельно. Мы работаем по технологии ведения случая — это два плана, которые пересекаются и помогают друг другу», — сказала Курчанова.
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» представил свою модель обучения приемных родителей — три краткосрочных модуля» «Подростки», «Дети с ОВЗ» и «Дети в тяжелой жизненной ситуации». Эти модули могут пройти семьи, уже имеющие свидетельство об окончании Школы приемных родителей и готовые на время стать поддержкой не только ребенку, но и его родителям — кровным или приемным.
Участники круглого стола договорились снова встретиться и разработать рекомендации Министерству просвещения РФ по повышению квалификации кадров и диверсификации программы подготовки приемных родителей. Они также отметили, что важно готовить к приему в семью кровных родственников ребенка, но по другой программе — отличающейся от той, которая готовит замещающие семьи.
Пресс-служба БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»