«Освобождаем по письму сына»: как Михаил Пуговкин написал Сталину и спас маму
Михаил Пуговкин родился в крестьянской семье и был младшим из троих сыновей. После начала Великой Отечественной войны его, братьев и отца призвали на фронт. С полей сражений вернулся только Михаил.
Его мама, Наталья Михайловна, в военное время работала в пирожковом цехе: жарила пирожки в большом котле, а потом их продавали на улице. Артист рассказывал, что она была вынуждена утаивать один пирожок, потому что нужно было кормить большую семью: 13 женщин и детей. Женщина не вынимала пирожок из котла, а потом уносила его домой, спрятав в фартуке. Потом из него делали суп: масляный пирожок давал имитацию «бульона».
Кто-то донес на Наталью Михайловну, ее посадили в тюрьму, а затем увезли в Вятку. «Был приказ Сталина — за воровство, за мародерство сажать в тюрьму», — вспоминал Пуговкин.
Артист решил спасти маму и в первый и последний раз в жизни написал просительное письмо, адресуя его Сталину: «Я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму написал Сталину. Откуда у меня нашлись слова — не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Это все я написал», — позже рассказал он.
Прошение неожиданно удовлетворили, причем быстро. Мама актера вернулась домой уже через неделю. «Ей так и сказали: "Вас освобождаем по письму сына". — закончил Пуговкин.
Вмешательство Сталина еще дважды меняло жизнь артиста, причем сам советский вождь скорее всего об этом и не подозревал.
В первый раз это произошло, когда Пуговкин лежал в госпитале после ранения, полученного в октябре 1942 года под Ворошиловградом (сейчас — Луганск). Он был ранен в ногу, началась гангрена и конечность собирались ампутировать. Но в последний момент в госпиталь пришла телеграмма за подписью Сталина. В ней врачам предписывалось «прекратить бессмысленную ампутацию у солдат и офицеров». Ногу удалось спасти.
Артист был комиссован, в Москве его приняли на службу в театр, дали главную роль в спектакле «Москвичка». Пуговкин вспоминал, что подготовка смогла помочь ему восстановиться: «Активные репетиции, прогоны, творческая обстановка быстро поставили меня на ноги: через неделю уже обходился без костылей, купил на "барахолке" для опоры изящную палку-трость».
В 1943 Михаил Пуговкин снялся в эпизодической роли в фильме «Фельдмаршал Кутузов». Он играл молодого солдата Федю, который погибает во время Бородинского сражения. Федя обращается к старику-солдату с проникновенным монологом: «Семен, отпиши в деревню Липки, что под Рязанью, матушке моей, что сын ее Федор Петров не Богу душу отдал, а живот свой положил за Отечество». Однако этот эпизод в картину не вошел — и случилось это по вмешательству Сталина.
Тот, как вспоминает Пуговкин, посмотрел фильм и сказал, что эпизод будет вызывать у народа сострадание: «А сейчас такое время трудное. Не надо этого показывать». Монолог вырезали, Михаил Иванович появился всего в нескольких кадрах: «Эта сцена и сейчас есть: старик меня держит за руку, а потом в кадре — знамя. А моего монолога нет. Все артисты получили ордена, кроме меня. Сохранился бы этот монолог, и я бы тоже получил».
Всенародная слава придет к артисту позднее. На экраны выйдут фильмы «Солдат Иван Бровкин», «Девушка с гитарой», «Дело "Пёстрых"», «Свадьба в Малиновке», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и многие другие. Но только в 1988 году Пуговкин получит звание народного артиста. По словам его вдовы, с этим медлили из-за того, что он отказывался вступать в партию.