«Он писал мне». Узница скопинского маньяка дала большое интервью
3 марта 2021 года «Скопинский маньяк» Виктор Мохов вышел на свободу после неполных 17 лет содержания под стражей. Одна из его бывших пленниц, Екатерина Мартынова, которая провела у него в плену 1312 дней, дала большое интервью изданию Meduza.
14-летняя Екатерина Мартынова и 17-летняя Елена Самохина были похищены неизвестным недалеко от дискотеки в центре Рязани в 2000 году. Похитителем стал 50-летний Виктор Мохов, проживавший в 100 километрах от Рязани в городе Скопин.
В своем огороде Мохов выкопал и обустроил бункер, куда на 3 года и 7 месяцев поместил своих пленниц. Девушки все это время подвергались насилию. Лена Самохина трижды была беременна от маньяка. Двоих детей приняла в бункере Катя Мартынова, а третьего Лена родила уже после освобождения из бункера – почти через месяц.
Возможно, Катю и Лену так и не нашли бы, ведь маньяк уже искал сильнодействующий яд и пытался изловить следующую жертву – девушку, которая снимала у него комнату. Но снотворное не подействовало, и Мохов не стал рисковать, девушке посчастливилось уехать. Но Катя сумела спрятать в вещах постоялицы записку с указанием места, где их с Леной нужно искать. Записку девушка обнаружила только спустя месяц и сразу пошла в милицию.
С момента освобождения Кати и Лены в мае 2004 года прошло 17 лет. Елена почти не дает интервью, а Катя написала книгу о своих днях заточения и охотно разговаривает с журналистами. В последние дни она дала около 30 интервью, точнее сказать не может – сбилась со счета. Екатерина рассказала, что она из обычной семьи, родители с утра до ночи на работе, поэтому много времени девочка с сестрой проводила у бабушки за городом.
Рязань в то время была небезопасным местом: даже в доме Кати торговали героином. Катя рассказала, что по пути с дискотеки домой рядом с ними притормозила машина и водитель предложил подвезти. Как Катя доверилась двоим мужчинам, сидящим в машине – она не понимает.
Екатерина рассказала, что с Леной они виделись всего раз – Лена дружила с сестрой Кати. Но и они были знакомы всего месяц.
Настоящая дружба началась тогда, когда девочки оказались вдвоем в бункере, на глубине в 6 метров. Катя поделилась тем, что вначале они не могли смириться, много плакали и молились. Потом сумели взять себя в руки и даже организовали распорядок дня.
Катя много рисовала, Мохов приносил ей гуашь и бумагу. Лена занималась английским. И обе надеялись на скорое освобождение. Катя думает, что Лена впадала в отчаяние – трижды забеременеть от маньяка в течение трех лет.
Мохов мог закрыть девочек без света и воды. Однако Катя никогда не верила, что умрет. Не верила в смерть дочери и ее мама. Однажды она увидела в доме Лены фото в рамке. На ее вопрос мама Лены ответила: «Ирина, они не вернутся. Они умерли». Больше мама Кати не заходила – не хотела общаться с теми, кто не верит в то, что ее дочь жива.
Катя рассказала, что Лена была очень начитанна и могла ответить на любой вопрос. Конфликтов у девочек не было – обе понимали, что если еще устроить войну на 6 квадратных метрах, где им предстоит находиться и дальше вдвоем без возможности уединиться, то это станет полным кошмаром.
За все время Мохов только один раз вывел пленницу на улицу. Где-то через месяц после похищения, как думает Катя. При этом маньяк привязал ее руку к своей, чтобы девушка не сбежала. К тому же, он приводил ее в свой дом, стоящий на том же участке, что и бункер, замаскированный гаражом, позволял мыться в его ванне. Лену же Мохов ни разу не вывел гулять.
Комнату маньяка Катя помнит маленькой, тесной от мебели, с грязным окошком. Девушка думала о побеге, но поняла, что окно выходит на бункер и бежать некуда.
Катя вспоминает, что Мохов вначале был у них раз в несколько дней, но потом зачастил – стал приходить почти каждый день. Он выводил девушек по очереди в комнатку между жилой зоной и выходом и насиловал. Он не обращал внимание даже на то, что Лена беременна, насиловал даже на последних сроках беременности. Он называл девочек своими кроликами.
Вспомнила Катя о том, как Мохов наказывал их, если ему что-то не нравилось. Он лишал их воды, еды, света, а иногда и распылял газ в замкнутом пространстве бункера. Из поощрений не было ничего, но он покупал для Кати гуашь и бумагу, хотя и ворчал о дороговизне. Сам был всегда грязен и, может быть пару раз сменил рубашку и брюки.
Екатерина призналась, что не могла первое время спать дома. Ей казалось, будто она уснет в своей кровати, а проснется в бункере. Она даже штору с тех пор не задергивает полностью – оставляет маленький просвет, чтобы, проснувшись, понять, что она не под землей.
Вновь увидеть небо девушкам помогла студентка медучилища Алена, которая обнаружила в своих вещах странную записку после того, как снимала комнату у Мохова. Но потом Алена не захотела общаться и отгородилась ото всей этой истории. Катя недоумевает: почему Алене стыдно, ведь она спасла две жизни!
Рассказала девушка о мистических проявлениях. Сначала гадалка впала в транс и сообщила отчаявшейся маме: «Они живы, но, кажется, находятся под землей. Второй девочке тяжелее, чем вашей». А потом и бабушка, перенесшая инсульт, постоянно повторяла маме: «Он держит их в подполе».
На суде Мохов не просил прощения, его мама рассказывала Кате и окружающим, какой он хороший сын. Катя не думает, что он раскаялся. К тому же Мохов писал ей из колонии под другим именем, но Катя его распознала и заблокировала.
Семья Кати распалась: отец обвинял мать в том, что она не усмотрела за дочерью, запил, потом его настиг инсульт, отнялась рука. Больше никуда не выходил из дома, а в 2014 году умер от рака.
Сама Катя выбрала для себя публичность. Она хочет говорить об этой истории, предостерегать, помогать справиться с негативным опытом. 4 марта Катя стала героиней программы «На самом деле» на Первом канале. На тот момент Мохов уже был на месте, в Москве. Катю злит, что Мохову платят деньги за участие в шоу, встречают с почестями.
В 2017 году девушка написала книгу о той трагедии. Катя говорила о том, что вначале испытывала чувство стыда за произошедшее с ней, но потом поняла: жертва не виновата в том, что ее изнасиловали. Над книгой Катя работала по несколько часов, ночью, и закончила ее очень быстро: за два месяца. Следующая цель Мартыновой – вызвать резонанс по поводу освобождения маньяка. И потом – создать фонд, который будет помогать женщинам пережить насилие.
Фото: YouTube