«Мы сбились со счёта, считая пострадавших»: десятки женщин обвинили известного психолога в домогательствах и насилии
Первой историю о домогательствах со стороны Вячеслава Яковлева предала огласке психолог Любава Силаева. В конце мая в своем телеграм-канале она выложила скан анонимного сообщения от девушки, где та рассказывает про домогательства со стороны преподавателя. По её словам, тот во время занятий «написывал в личку с недвусмысленными предложениями». Девушка призналась, что боится открыто говорить о сложившейся ситуации и просила совета. Имя преподавателя в посте не названо, однако Силаева под постом подписала, что «безоговорочно и бесповоротно» поддерживает девушку и спросила подписчиков есть и у них негативный опыт, связанный с психологом Яковлевым.
Оказалось, число людей, которым общение с психологом Яковлевым нанесло травму, так велико, что Силаевой вместе с коллегами-психологами Дарьей Кузнецовой и Софией Мусифуллиной пришлось организовывать специальный чат для пострадавших от действий «специалиста». Большинство жертв — студентки или клиентки горе-психолога.
Вячеслав Яковлев действовал почти всегда по одной схеме. Несмотря на то, что этический кодекс Коллегии по этике психологов и психотерапевтов, прямо говорит, что психолог и преподаватель должен воздерживаться от каких-либо близких и романтических отношений со студентами и клиентами, понравившихся женщин и девушек Яковлев фактически преследовал. Он слал фото, голосовые, письменные сообщения иногда с комплиментами, иногда с недвусмысленными предложениями. Слово «нет» он не понимал.
Яковлев был очень настойчив, но в тоже время использовал тёплый и мягкий стиль общения. В институте его вообще считали одним из самых душевных преподавателей.
По словам Софии Мусифуллиной, в общей сложности от действий Вячеслава Яковлева пострадали несколько десятков женщин.
Жертвы Вячеслава Яковлева либо студентки, либо его клиентки. Т.е. он так или иначе выбирал женщин, которые находились в зависимом положении?
Пострадавшая сторона — это коллеги, клиентки, студентки. Конечно, существует иерархия, влияние распределяется неравномерно. На данном этапе мы сбились со счёта, сколько именно девушек пострадали. По нашим подсчетам, около 60, включая анонимные сообщения.
Вы намерены добиться того, чтобы Яковлев не смог заниматься психологией?
Скажу от себя: мне было важно придать этой истории огласку, чтобы женщины, несмотря на страх, говорили и знали, что они будут поняты и их чувства будут разделены. Сейчас эта цель частично достигнута. Частично — потому что ещё очень много девушек, которые боятся делиться своим опытом и винят себя в насилии, совершенном над ними. Таковы последствия жизни в обществе, где мужчина главнее.
История психолога Вячеслава Яковлева напоминает историю врача-невролога Аркадия Рутгайзера из Карелии. В прошлом году его обвинили в домогательствах около 50 женщин. Несмотря на это он продолжает работать. Есть ли какая-то возможность привлекать таких людей к ответственности?
Если мы говорим про психологов, то никакой речи об уголовной ответственности не идет от слова совсем. У нас даже нет централизованного этического комитета и адекватного (да и вообще никакого) закона о психологической помощи. Поэтому реакция социума здесь выступает в качестве мощного регулятора. Всему психологическому сообществу предстоит разработать комплекс превентивных мер, чтобы подобные ситуации происходили реже (а в идеале, их не было, но будем реалистами)
Как часто женщины сталкиваются с подобными домогательствами на работе или учебе? Многие ли об этом рассказывают и придают огласке?
Мы живем в патриархальном обществе: у мужчины власти больше, чем у женщины. Шлепок по попе, приобнять за талию, поцеловать в щеку, приглашения выпить кофе, несмотря на многочисленные отказы — все эти действия просто могут ввести в ступор женщину. Из-за неоднородности распределения власти женщина задает вопросы в первую очередь себе: «А вдруг я не так поняла и он ничего не имел в виду? А что если я себе надумала?». Сказать об опыте домогательств безмерно трудно. Как мы видим, обвинение жертв и перекладывание на них ответственности у нас в стране очень популярно. В таких обстоятельствах зачастую психика выбирает стратегию замереть и молчать. Именно поэтому нужна поддержка со стороны социума, этические комитеты, в состав которых входят компетентные специалисты с твердой, однозначной терапевтической позицией относительно насилия.
Вячеслав Яковлев — известный санкт-петербургский психолог и психотерапевт. Он автор курсов о терапии травмы и посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), сооснователь Ассоциации травма терапевтов. До недавнего времени Яковлев преподавал в Академии современной психологии и на портале дополнительного профессионального образования, которые приостановили с ним сотрудничество из-за обнародования истории с домогательствами.