«Мне угрожали смертью»: что известно о расследовании гибели батискафа «Титан» спустя год
Гибель батискафа «Титан»
18 июня 2023 года глубоководный обитаемый аппарат «Титан», принадлежащий компании OceanGate, отправился в своё последнее плавание. Трое туристов и двое членов экипажа должны были осмотреть останки «Титаника» — легендарного лайнера затонувшего в апреле 1912 года в ледяных водах Северной Атлантики из-за столкновения с айсбергом — и вернуться. На всё про всё отводилось 8 часов.
По факту это был ничем не примечательный рейс. После удачных испытаний «Титан» стал регулярно доставлять туристов к «Титанику» и обратно. В 2021 было организовано шесть погружений, в 2022 — семь. В 2023 году планировалось уже погружений 13. Стоило удовольствие недёшево — 250 тысяч долларов с туриста.
В злаполучный день на борту судна находились британский бизнесмен Хамиш Хардинг, британо-пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд с 19-летним сыном Давудом. Юноша был напуган предстоящим путешествием, но решил порадовать родителя накануне Дня отца: Давуд -старший был крайне увлечён историей «Титаника».
Управление судном обеспечил Поль-Анри Наржоле, бывший командир французского флота, член Французского института исследований и эксплуатации моря (IFREMER), который считался ведущим специалистом в области изучения обломков «Титаника». Ему помогал лично генеральный директор и основатель OceanGate Ричард Стоктон Раш, Интересно, что Раш был напрямую связан с легендарным лайнером: его супруга Венди Вейл приходилась праправнучкой Исидоре и Иде Штраусам, погибших при крушении «Титаника».
Сам «Титан», в котором компании из пяти человек предстояло провести несколько часов, представлял собой небольшое глубоководное судно длинной 6,7 метра и шириной всего в 2,8 метра. Батискаф не был мореходен и нуждался в судне-носителе, эту обязанность исполнял корабль поддержки «Полярный принц». По сути «Принц» буксировал «Титан» к точке погружения, после чего команда исследователей занимала места в батискафе, закрывался люк и начиналось погружение.
Под водой судно двигалось с помощью четырех двигателей, но направление движения регулировал корабль находящийся «сверху». Общение между «Принцем» и «Титаном»происходило с помощью текстовых сообщений.
«Титан» перестал выходить на связь через 1 час 45 минут после погружения, это произошло примерно в 700 км от канадского острова Ньюфаундленд. Однако на «Полярном принце» не особо встрепенулись: связь между судами была настолько несовершенна, что время от времени прерывалась. Спустя несколько часов молчания корабль поддержки был вынужден обратится к спасателям, так начались поиски пропавшей экспедиции.
22 июня неподалеку от места крушения «Титаника» были обнаружены фрагменты «Титана» и человеческих тел. Всех, кто находился на судне, официально признали погибшими.
Как проходит расследование гибели батискафа «Титан»
Уже после гибели «Титана», как грибы после дождя, начали появляться разные версии произошедшего. Самое популярное объяснение гибели судна и людей — имплозия. Иначе говоря, батискаф сжало как консервную банку из-за давления воды. Официального подтверждения этой версии пока нет.
Официальным расследованием произошедшего занимается Совет по расследованию морских происшествий Береговой охраны США (MBI). Изначально предполагалось, что расследование займет год. Но недавно чиновники сообщили, что установление деталей трагедии затягивается из-за «необходимости сбора жизненно важных доказательств и необходимости провести обширные судебно-медицинские исследования», пишет ABC.
В то же время, как выяснили журналисты, по какой-то причине следователи опросили далеко не всех. Так, Дэвид Конкэннон, бывший советник OceanGate, в разговоре с Associated Press отметил, что многие из тех, кто находился на «Полярном принце» в тот день не были допрошены береговой охраной.
Многие винят в трагедии OceanGate и это не удивительно, из-за нападок компания даже приостановила работу. Выяснилось, что «Титан» не был сертифицирован каким-либо регулирующим органом или сторонней организацией. Официально судну это не требовалось, так как работа происходила в международных водах. Противником сертификации был и лично Стоктон Раш, который многократно высказывался, что правила противоречат инновациям.
Об уязвимости конструкции «Титана» ещё в 2018 году заявлял директор по морским операциям OceanGate Дэвид Локридж. Он утверждал, что по достижении определенной глубины корпус батискафа может не выдержать давления. Вскоре после этого заявления Локридж был уволен. Аналогичные заявления делали и другие эксперты.
LBC со ссылкой на источник близкий к расследованию гибели «Титана» пишет, что власти готовятся предъявить обвинения OceanGate.
Недавно прервала молчание Кристина Дауд, чей супруг Шахзада и сын Сулейман погибли «Титане».