«Меланома — болезнь богатых»: врач-дерматолог рассказал о защите от рака кожи
Евгений Комаровский, известный педиатр и телеведущий, посвятил пост раку кожи, который стал в последнее время особо актуальной темой. Врач пригласил специалиста в области дерамтоонкологии Бориса Литвиненко.
Профессионал ответил на вопрос, почему солнце и загар — это плохо? Оказывается, из всего широкого спектра ультрафиолетового излучения лишь очень узкий диапазон полезен для кожи. Его применяют при лечении, например, псориаза.
Именно потому, что солярий, не говоря уже о природных солнечных лучах, содержат большую часть спектра ультрафиолета (УФ), врач настоятельно не рекомендует людям им пользоваться «для красоты». Врач объяснил, что на кожу влияют два типа УФ-лучей — А, который проникает вглубь и разрушает коллагеновые волокна, вызывая фотостарение, и В — лучи, вызывающие ожог и действующие на поверхности. Первый тип проникает даже сквозь стекло автомобиля и через легкую одежду.
Пигмент меланин вырабатывается клеткой в ответ на избыточное излучение. «Он выстраивается над ядром клетки, защищая генетический материал от повреждений. И я всегда говорю юношам и девушкам, что если они идут в солярий и им кажется, что загар — это красиво, на самом деле они берут взаймы у своего организма. И когда в 40 лет их кожа будет фотоповрежденной и морщинистой — они не скажут "спасибо" себе молодым. Для меня солярий — это абсолютнейшее зло», — говорит Литвиненко. И монахиня, которая выглядит моложе на 20 лет, подтверждает его слова наглядно.
Доктор Комаровский отмечает, что наблюдает сейчас «жуткое явление, которое массово влияет на психику». Так педиатр называет соцсети. В них он обратил внимание на тенденцию фотографирования с детьми на пляже под солнцем и, чаще всего, «поближе к тропикам». Так делают те, кто хочет показать себя хорошей матерью, по мнению Евгения.
Борис ответил, что в среде онкологов ходит фраза: «Меланома (рак кожи — прим. ред.) это болезнь белых и богатых». У людей со светлой кожи нет от природы высокого количества меланина. А богатые люди очень любят южные курорты и отдыхают, как правило, у водоемов, где от поверхности воды дополнительно отражается ультрафиолет.
Дети светлокожих родителей до шести месяцев вообще не имеют природной защиты — им категорически противопоказано пребывание на солнце. Для детей старше этого возраста нужно подбирать правильно кремы, как и для взрослых. Кремы должны соответствовать таким требованиям:
- содержать фильтры от А и В ультрафиолетовых лучей;
- содержать и физические, и химические барьеры;
- быть устойчивым к влаге, легко проникать в кожу;
- быть гипоалергенным.
Чтобы защитить лицо надо наносить крем за 20 минут до выхода на солнце и не жалеть его. Онколог советует для лица брать не меньше двух чайных ложечек солнцезащитного средства.
Также Литвиненко сказал, что даже один солнечный ожог в детстве повышает в 10 раз риск заболеть меланомой (одной из самых агрессивных злокачественных опухолей) во взрослом возрасте. Пик заболеваемости меланомой приходится на 30-40 лет.
Немеланомные раки возникают преимущественно у людей старше 50 лет. Они вызываются множественными незначительными повреждениями генного материала в течение длительного времени. Так произошло, например, у Натальи Сенчуковой и Виктора Рыбина.
Чтобы обнаружить у себя меланому, необходимо следить за изменениями темных родинок, где сосредоточены меланоциты — клетки, содержащие пигмент. Когда начинает нарушаться их симметричность, расплываются границы, изменяется цвет и размеры — диаметр становится больше 6 мм.
Литвиненко также рекомендует обращать внимание на «гадких утят», то есть, если у человека много родинок и они однотипные, а среди них появляется новообразование, отличающееся по каким-то признакам, стоит обратиться к специалистам. Причем, не стоит ждать, пока изменятся все параметры, а нужно обращаться к специалистам даже если вас что-то насторожило. Помочь обнаружить меланому способен помочь обычный телефон.
Фото: Legion-Media, @doctor_komarovskiy