Любовь к чтению в детстве помогает избежать депрессии в подростковом возрасте
О том, что в детстве мозг интенсивно развивается и поэтому этот период крайне важен для формирования когнитивных функций и обеспечения хорошего ментального здоровья было известно уже давно. Однако до сих пор не было понятно, как именно чтение в детстве влияет на дальнейшую жизнь.
Чтобы это выяснить, команда учёных из Великобритании и Китая изучила данные около десяти тысяч американских подростков, исследовав в том числе результаты когнитивных тестов и сканирования мозга. Результаты этого исследования опубликовали в журнале Psychological Medicine.
Учёные сравнили молодых людей, которые начали активно и с удовольствием читать в возрасте от двух до девяти лет, с теми, кто особо читать не любил или начал это делать существенно позднее. Также исследователи учитывали социально-экономический статус ребенка.
Почти половина из 10 243 участников исследования (48%) не очень-то любили читать или полюбили в более зрелом возрасте. Команда обнаружила сильную связь между активным добровольным чтением в раннем возрасте и высокими результатами в когнитивных тестах у подростков, у которых оценивали способности к вербальному обучению, память и развитие речи, а также успеваемость в школе.
Также эти дети были более психически устойчивы, если судить по клиническим показателям и отчётам родителей и учителей — они испытывали меньше стресса и депрессии, реже проявляли агрессию к окружающим и нарушали правила. Кроме того, они меньше увлекались гаджетами и чаще игнорировали телевизор, а ещё дольше спали.
Результаты сканирования мозга показали, что у любителей чтения площадь коры и объёмы мозга были относительно больше, чем у тех, кто книгами не увлекался. Это в том числе касалось тех областей, которые играют ключевую роль в когнитивных функциях, а также связаны с улучшением психического здоровья, поведения и внимания.
Учёные сообщили, что самое оптимальное время для чтения — около 12 часов в неделю, то есть чуть меньше двух часов ежедневно. Они призвали родителей поощрять любовь к чтению в раннем возрасте.