«Коля спился, это его погубило»: что мать Николая Ерёменко рассказывала о сыне
Сегодня исполняется 73 годя со дня рождения народного артиста России Николая Еременко младшего. Актер ушел из жизни в мае 2001 года. 9ц-летняя мать Николая, актриса Купаловского театра, умерла в минувшем августе. В 2018 году она встретилась с минским корреспондентом портала Sobesednik.ru и рассказала о том, что привело артиста к гибели. Народная артистка Беларуси Галина Александровна Орлова вспомнила юность сына и его непростые отношения с женщинами.
Николай Еременко младший решил стать актером сразу по окончании школы. Перед глазами подростка был пример отца — народного артиста СССР Николая Еременко старшего. Мать признавалась, что поступление сына во ВГИК — «чистый блат», однако Сергей Герасимов сумел раскрыть талант зажатого стеснительного студента.
Первой работой Николая в кино стала роль в фильме наставника «У озера». Еременко много лет переживал, что миллионы зрителей восхищались его игрой в «Пиратах XX века», а герасимовская лента «Красное и черное» по Стендалю, к съемкам в которой актер тщательно готовился, не получила такого успеха. Галина Александровна считала закономерным такой итог: приключенческому вестерну легче завоевать популярность, а над фильмом Герасимова нужно было задумываться.
Ситуация после развала СССР была тяжелой: «Это время кошмарное явление, кино рухнуло в яму, и непонятно было, выберется оно когда-нибудь или нет. Это сейчас наконец-то начали делать что-то достойное типа Легенды №17, а в 90-х снимали одних бандитов. В то время спились и умерли многие талантливые артисты. И Коля спился. Именно это его и погубило, превратившись в болезнь». Родители Николая не знали о том, что их сын стал алкоголиком. Он жил в Москве, в Минске появлялся редко, а его жена Вера ничего не рассказывала свекрам. Галина Александровна с горечью вспоминала, что алкоголь сильно изменил сына и погубил его здоровье.
Ни родители артиста, ни его супруга не знали, что у него есть еще одна семья — Татьяна Масленникова родила Николаю дочь Татьяну. «Не знаю, почему Коля нам их не показывал, видимо, боялся, что я и папа не поймем такого, осудим. Он лишь однажды проговорился, когда я ему сказала, что надо бы нам внука, внучка-то уже есть, а он ответил: Да вот что-то одни девки получаются. Я еще тогда задумалась, мол, какие девки, у него же одна дочь, но переспрашивать не стала» — вспоминала Галина Александровна.
Мать с грустью отмечала, что сын «накрутил немало узлов» в личной жизни. Много лет Николай прожил с женой Верой — в 1975 году у них родилась дочь Ольга. Первые годы все было хорошо, да и в дальнейшем до родителей не доходили слухи о размолвках супругов. В одном из интервью Николай сказал: «Мы, Еременки, своих жен не предаем», а через год развелся с Верой после 27 лет брака. Уже в зрелом возрасте актер пришел к выводу: «Я не создан для семейной жизни, волк-одиночка».
После развода с Верой артист познакомил с родителями ассистента режиссера Людмилу, которая была младше него на 18 лет. Однако Николай так и не успел жениться на ней официально. По мнению матери, у сына не было главных женщин в жизни — «все промежуточные». Галина Александровна так и не сумела принять дочь Николая от Татьяны Масленниковой и не общалась с внучкой, которую впервые в жизни увидела 11-летней на похоронах сына.
Галина Александровна рассказала о последних часах жизни сына. В мае 2011 года, когда не прошло и года после смерти его отца от инфаркта, актеру стало плохо. Людмила попыталась вызвать «скорую», но Николай запретил ей: «Когда я пьяный, никаких скорых!». До вечера пара дожидалась нарколога, а ночью артист потерял сознание и был доставлен с инсультом в Боткинскую больницу. Людмила позвонила Галине Александровне и прокричала: «Он еще жив, приезжайте!» Мать не помнит, как добиралась до Москвы из Минска:
«Зашла в реанимацию, увидела Колю голого, прикрытого простыней, руки у него были связаны, дышал он через аппарат. Я спросила у медиков: Он меня слышит? Сказали, что нет. Тогда спросила: Он вообще придет в себя? Врач сказал: Нет! Ему осталось жить примерно часа три. Я сползла по стене и потеряла сознание. Меня откачали, и я все это время сидела рядом с сыном, говорила с ним обо всем».
Мать Николая Еременко с горечью рассказала, что раньше бывшая жена сына Вера и внучка Ольга приезжали к ней в Минск, но в последние годы перестали даже звонить. Галина Александровна ни разу не видела правнучку Аню, которая растет настоящей артисткой. Последняя спутница Николая живет в Минске и иногда навещает маму своего гражданского мужа. Людмила не принимает обвинения в гибели артиста: «Я и сама больше всего себя виню, кажется, что что-то не сделала, не настояла на том, чтобы вызвать скорую, а не дожидаться до вечера прихода нарколога. Но с годами понимаешь, что все в руках Божьих. Да и друзья ли те люди, кто про Колю в ток-шоу говорит?! Честно вам скажу, Еременко был глубоко одиноким человеком».
На эту тему: Три любовных линии Николая Еременко