«Калыханка» — песня протеста. О чем поют белорусские девушки
Одним из символов протестов, вот уже шестой день происходящих в Беларуси, стали мирные женские акции, во время которых участницы призывали силовиков и ОМОН прекратить насилие против своего народа. А одной из самых запоминающейся и впечатляющей стала «Калыханка», во время которой несколько десятков босоногих женщин в белых платьях у Вечного огня в центре Минска спели известную белорусскую колыбельную «Калыханка». Рассказываем, что это за песня, откуда она взялась, и что исполнительницы пытались выразить с ее помощью.
Что это за песня?
Песню «Доўгi дзень» («Длинный день») написал в 1981 году композитор Василий Раиньчик на стихи белорусского поэта Геннадия Буравкина для детской телепередачи «Калыханка» («Колыбельная»). Каждый вечер эта песня завершала вечернюю сказку для мальчиков и девочек, несколько поколений белорусов привыкли ложиться спать под нее. Сперва песню исполняла певица Ядвига Поплавская, позже – певица Лика Ялинская. В 2008 году руководство отдела подготовки программ для детей и юношества Белтелерадиокомпании пыталось сменить главную колыбельную страны, однако менее чем через год привычная «Калыханка» снова зазвучала в эфире.
О чем эта песня?
В песне поется о том, что заканчивается длинный день, игрушки, забавы и игры пора убрать, ложиться отдыхать, закрывать глазки и засыпать в ожидании нового дня. Как часто бывает в колыбельных песнях, перечисляются зверьки и птички, которые также ложатся спать (спят и мышки, и стрижи), предметы («спят машины в гараже»), а заканчивается песня рефреном: «Баю-бай, баю-бай, вачаняты ("глазки") закрывай».
Почему женщины во время акции пели именно ее
В исполнении именно «Калыханкi» во время акции протеста можно увидеть сразу несколько смыслов. Во-первых, это мотив возвращения в детство, возможно, участницы таким образом пытались напомнить всем силовикам, что у них с теми, кого они задерживают, было общее детство, общие мультфильмы и детские телепередачи. Что у каждого – и у ОМОНовца, и у того, кто вышел на протест, тоже есть мама.
Во-вторых, сама по себе колыбельная песня может быть призывом успокоиться, прекратить агрессию, не драться, а договариваться.
Наконец, во время исполнения участницы немного изменили текст песни и вместо «вачаняты закрывай» («глазки закрывай») пели «вачаняты адкрывай» («глазки открывай»), что можно считать своего рода призывам к народу Беларуси проснуться, проявить активность и больше не позволять себя обманывать.
Напомним, в Беларуси 9 августа состоялись выборы президента. Наблюдатели и большинство кандидатов заявили о многочисленных нарушениях, в ночь на 10 августа начались многотысячные протесты, которые продолжаются до сих пор.