Исследование показало, что мешает учителям использовать цифровые технологии
В анонимном опросе приняли участие 9429 респондентов из 79
регионов России. 70% опрошенных — из Москвы и Московской области, но исследователи использовали веса, чтобы сбалансировать ответы московских учителей с ответами учителей из других регионов, и выводы описывали не только реальность московских школ.
Удалось равномерно охватить учителей из всех типов населенных пунктов: городов-миллионников, крупных, средних и малых городов, сельской местности. 89,5% опрошенных учителей работают в государственных школах.
Выяснилось, что после выхода из локдауна 49,8% учителей стали меньше
использовать цифровые инструменты в своей работе. При этом 26,7% ответили, что используют их столько же, как на карантине, а 17,2% — что стали использовать больше. 6% учителей вообще не пользуются цифрой.
Самый популярный инструмент среди российских учителей — онлайн-сервисы для опросов («Kahoot!», Quizlet, гугл-формы). Две трети учителей регулярно или периодически используют платформы с автоматической проверкой и готовыми заданиями: «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», LearningApps. Чаще всего это учителя начальной школы. При этом автоматическая проверка заданий оказалась на втором
месте среди инструментов, которых учителям больше всего не хватает.
Опытные учителя не отстают от молодых в использовании видеоплатформ для уроков, вроде Zoom, Ms Teams или Discord: в разных по стажу группах их используют от 66 до 78% опрошенных. По популярности видеоуроков и презентаций регионы мало отличаются от Москвы и Санкт-Петербурга. Видео показывают ученикам практически все учителя, больше всего преподавали биологии и химии, учителя начальной школы. Опросы чаще всего проводят учителя социально-экономических дисциплин.
Главная проблема, которая мешает учителям использовать цифровые инструменты в работе, — техническая оснащенность школ. Об этом свидетельствовали 30% участников опроса. Хуже всего ситуация с этим в сельских школах. Учителям на уроках не хватает электронных досок, проекторов, компьютеров, ноутбуков, необходимых программ, подписок на нужные ресурсы — и просто доступа в интернет. Участники
исследования писали, что им приходится покупать свой интернет, чтобы использовать цифровые инструменты на уроках.
Большую часть информации о цифровых инструментах учителя получают через коллег — так делают более 80% участников опроса. При этом у них есть запрос на программы обучения новым технологиям: они нужны более 55% учителей, ответивших на этот вопрос. Необходимы не только вебинары и краткие пособия, но и живые индивидуальные консультации и очные занятия с разбором ошибок и сложностей.
Только 5% учителей готовы сами платить за обучение и индивидуальное
сопровождение, в основном это учителя из городов-миллионников. Большинство считает, что их должны оплачивать школа (61% ответов) или государство (53%).
Участники назвали критерии, по которым выбирают, будут ли использовать в работе тот или иной цифровой инструмент. На первое место они поставили бесплатность сервиса, на второе — простоту интерфейса, на третье — чтобы сервис был русскоязычным.