Годовалая девочка спасла жизнь брата, став донором. Её родили для этого

Первый в Индии эксперимент по «братскому спасению» увенчался успехом, отмечают врачи. Девочка и её брат здоровы.
Годовалая девочка спасла жизнь брата, став донором. Её родили для этого

В ходе эксперимента «Спасение сестрой брата» костный мозг девочки был использован для спасения старшего брата. По словам врачей, первый в Индии эксперимент «братского спасения» увенчался успехом, сообщает The hindu. Кавья Соланки была зачата ее родителями с помощью ЭКО (инвитро-оплодотворения), чтобы дать возможность спасти брата Абхиджита, который родился с талассемией. Талассемия — заболевание, при котором в крови очень низкий уровень гемоглобина. Таким людям требуются частые переливания крови.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Абхиджит родился в ноябре 2013 года, но, в отличие от обычных детей, не достиг основных показателей роста и веса. Родители узнали, что у мальчика сильная талассемия. Абхиджиту требовалось переливание крови каждые 25 дней, а по мере роста ребенка разрыв между двумя переливаниями сокращался. К шести годам мальчику сделали 80 переливаний, вспоминает его отец Сахдев Сингх Соланки. Единственный способ спасти ребенка — пересадка костного мозга.

Семья была готова пожертвовать костный мозг, но человеческий лейкоцитарный антиген (HLA) всех родственников, в том числе старшей сестры мальчика, не совпадал. Соланки проконсультировались со многими врачами. Поиски отцом выхода привели его к концепции «сиблинга-спасителя», после чего он разыскал Маниша Банкира, медицинского директора клиники репродукции в Ахмедабаде. Доктор Банкер ответил, что лшежащие в основе идеи Сахдева Сингха Соланки научные данные были ему известны, но никто ранее не обращался к нему с такой просьбой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доктор Банкер начал вспомогательную репродуктивную терапию, которую называют предимплантационным генетическим тестированием, чтобы выявить моногенное расстройство с соответствием антигена HLA. Супруги прошли три цикла ЭКО, в результате чего было получено 18 эмбрионов. Из них только у одного обнаружили полное соответствие HLA Абхиджита. Эмбрион был имплантирован Апла Соланки, которая год назад родила девочку Кавью.

«Нам пришлось ждать, пока дочка вырастет. Она должна была весить 10 килограммов, прежде чем мы смогли взять костный мозг», — рассказала Дипа Триведи, программный директор отделения трансплантации костного мозга клиники в Ахмедабаде. Отмечая, что лучшим вариантом для пациентов с тяжелой талассемией является трансплантация костного мозга от HLA-идентичного донора, доктор Банкер сказал: «Мы чрезвычайно взволнованы тем, что стали частью репродуктивной истории Индии и создали первого в истории сиблинга-спасителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы использовали предгенетическую диагностику и скрининговый тест — признанный метод зачатия ребенка, который сможет потом дать пуповинную кровь или гемопоэтические стволовые клетки для трансплантации, чтобы спасти тяжелобольного брата». Отец мальчика сообщил, что трансплантация проведена 17 марта 2020 года. С тех пор Абхиджиту не требовалось переливание крови, что указывает на то, что он излечился от талассемии. Его сестра также в порядке.

Сталкиваясь с подобными ситуациями, врачи встают перед нелегким этическим выбором: корректно ли «создавать» другого человека для спасения уже живущего? В описанной выше ситуации здоровье Кавьи не пострадало, поскольку донорство костного мозга безопасно для донора при соблюдении установленных правил и ограничений. Но в каждой новой ситуации этический аспект будет вновь возникать – и решаться по-разному, а дискуссии о таких методах утихнут не скоро.

А вы одобряете решение о рождении еще одного ребенка для спасения брата или сестры?
Да, в итоге оба здоровы
Нет, считаю неэтичным

Фото: Unsplash