«Его засыпало при бомбежке»: Станислав Садальский показал Иннокентия Смоктуновского в молодости
В фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод, в котором героини Веры Алентовой и Ирины Муравьевой встречают звезд советского кинематографа перед Домом кино. После известных актеров 60-х годов по лестнице поднимается мужчина, и Ирина Муравьева спрашивает его — артист ли он? На что тот отвечает: «Начинающий». «Поздновато начинаете», — безапелляционно заявляет девушка.
Он опубликовал пост, в котором процитировал фрагмент воспоминаний Иннокентия Михайловича: «Я ни разу не был ранен. Честное слово, самому странно — два года настоящей страшной фронтовой жизни: стоял под дулами немецких автоматов, дрался в окружении, бежал из плена... А вот ранен не был. Землей при бомбежке меня, правда, как-то засыпало — да так, что из торфа одни ботинки с обмотками торчали. Мне посчастливилось бежать, когда нас гнали в лагерь...» (авторские орфография и пунктуация здесь и далее сохранены. — Прим. ред.)
Станислав рассказал о том, что Смоктуновский во время Великой Отечественной войны участвовал в битве на Курской дуге, форсировал Днепр, и помогал освобождать Киев от фашистов. За эти воинские заслуги его наградили орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалью «За освобождение Варшавы» и медалью «За победу над Германией».
Иннокентий Михайлович был универсальным актером. Он мог сыграть и неуверенного интеллигентного комедийного персонажа, и серьезного хирурга, и молодого человека, и пожилого мужчину.
«Одни называли его юродивым. Другие – гением. Взрослый ребенок с говорящей фамилией Деточкин и вечно рефлексирующий Гамлет, единодушно признанный на родине Шекспира лучшим в мире», — так описывает Станислав своего коллегу. И добавляет, что под номером 4926 в международном каталоге зарегистрирована планета под именем SMOKTUNOVSKY.
Станислав Садальский работал с Иннокентием Смоктуновским в двух фильмах: в «Уникуме» и в «Сердце не камень».
«Там был замечательный актерский состав, фильм потом получил Гран-при на кинофестивале в Шанхае. Смоктуновский там гениален. Но мне он однажды сказал такую вещь: "Кто гений, кто нет — эта субстанция определяется временем". Сегодня Актеру 95. P.S. Свое фото он мне подписал "Кеша" — и просил себя называть только так», — вспоминает Садальский и показывает фото, на котором Иннокентий Михайлович запечатлен с одним из своих трех детей — с дочерью Марией.
Фото: Personastars, @stassadal