Чтобы остаться в театре, Сергей Гармаш требует миллион
Об уходе Гармаша из «Современника» стало известно после того, как ректор ГИТИСа Григорий Заславский разместил в своем Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) полный текст открытого письма Сергея Гармаша коллегам.
Решение актера взволновало всех, кто причастен к этому театру. Ведущие актёры и работники сцены – все обсуждают уход из труппы актера первой величины, лидера и любимца коллектива Сергея Гармаша. Для него занавес здесь поднимался почти 36 лет.
На вопрос о причинах ухода Народный артист РФ резко высказался в адрес политики нового руководства «Современника». У Гармаша не сложились отношения с новым художественным руководителем театра Виктором Рыжаковым, деятельность которого, по его мнению, идет вразрез с устоями покойной Галины Борисовны Волчек, стоявшей у руля театра почти полсотни лет.
«Мне тяжело далось решение уйти из театра. Я прожил здесь счастливых 36 лет. Это мой дом, оставлять который для меня тяжело и больно. Но, осознав и увидев то, куда направлен вектор развития театра, я понял, что должен это сделать», – говорит актер в письме.
Ситуацию внутри труппы, сложившуюся на сегодняшний день, Сергей называет «чудовищной». По его словам, «налицо очевидный раскол, чего не было здесь никогда. И как выходить вместе на сцену и играть спектакль, представить сложно. И за этот раскол личную ответственность, с моей точки зрения, несёт худрук», – написал он.
На должность художественного руководителя театра решением департамента культуры Москвы с января этого года назначен 60-летний Виктор Рыжаков. Это назначение состоялось после смерти Галины Волчек, которая работала главным режиссером театра с 1972 года, а худруком – с 1989 года. Она умерла в декабре прошлого года.
«Театр Гоголя был пыльной сонной богадельней, пока туда не пришёл Серебренников, то же было и с Театром на Малой Бронной. После ухода Эфроса этот театр умер. Про совково-замшелый доронинский МХАТ не говорил только ленивый. Та же участь ждала и Современник, который тоже вступил в стадию "стабильности", так любимую сейчас многими руководителями от культуры. Но стабильность это отсутствие развития, а следовательно – это смерть».
До назначения в «Современник» Рыжаков семь лет был директором Театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда. До этого ставил спектакли для «Мастерской Фоменко», МХТ имени Чехова и Театра наций. В театральном сообществе многие считают его глубоким и интересным режиссером.
Практически сразу после прихода Рыжакова в «Современник» театр был закрыт из-за пандемии и не работал большую часть времени – так что художественный руководитель проявить себя не успел. Гармаш в своем открытом письме признался, что не был услышан, пытаясь достучаться до властей, которые назначали худрука. Он видел будущее «Современника» под временным управлением коллегией. За это время труппа выдвинула бы молодого и перспективного 40-летнего руководителя.
Самого Рыжакова Гармаш обвинил в том, что тот согласился на «варварское назначение» спустя всего несколько дней после смерти Волчек. Решение, которым Рыжаков утвержден на должность, Гармаш называет «подковерным» и «подписанным буквально на крышке гроба».
Марина Неелова посоветовала коллегам работать, а не разглагольствовать и назвала драматический уход Сергея «личными амбициями и неоправданными ожиданиями». Лия Ахеджакова тоже сказала, что нет никакого раскола. А о новом худруке отозвалась так: «Рыжаков пришел на сбор труппы, предложив нам на три сезона прекрасные планы с замечательными драматургами и режиссерами».
Алена Бабенко считает, что выбор Гармаша достоин уважения, но слова о расколе в труппе назвала «тайной игрой» самого актера. Чулпан Хаматова говорит о Гармаше как о блистательном актере, но считает, что его уход был неизбежен, потому что когда «художник не может согласиться с другим художником, он выбирает другой путь».
Источник внутри театра рассказал «Собеседнику»: «По слухам, Гармаш потребовал с Рыжакова миллион рублей. У нас говорят, что только при таком финансовом условии Сергей готов остаться в театре. Но на короткий срок, приблизительно до января. Разумеется, коллектив считает, что никакой здесь жадности со стороны Гармаша нет. Он не жаден, не беден – Сергей самодостаточен. Мы думаем, что эта та сумма, которую никто не даст, поэтому Гармаш и назвал такую цену, чтобы уйти».
Фото: Persona Stars