«Чернобыль, Армения, Норд-Ост, Беслан. Везде лечил и спасал»: умер академик Андрей Воробьев
Первый министр здравоохранения России Андрей Воробьев умер в Москве 15 июня, сообщили его сын Павел Воробьев и помощник министра здравоохранения России Алексей Кузнецов. Академику был 91 год. Министр здравоохранения Михаил Мурашко направил родным Алексея Ивановича телеграмму с соболезнованиями, передает РИА «Новости». Сын академика написал в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации): «Это был просто добрый, хороший человек, спасший огромное число жизней людей».
Во время катастрофы на Чернобыльской АЭС Алексей Иванович заведовал клиническим отделом Института биофизики Минздрава СССР. Он стал инициатором создания правительственной комиссии по аварии и ее активным участником. Именно Воробьев и его соратники разработали систему биологической дозиметрии, которая позволила провести диагностику и сортировку пострадавших в условиях массовых радиационных поражений.
«В 90-е годы у нас была высокая смертность родильниц. Андрей Иванович создал в Москве мобильную выездную гематологическую службу, базировавшуюся в ГНЦ, которая выезжала на каждый случай тяжелых акушерских кровотечений. Конечно, это способствовало снижению материнской смертности», — отметил завкафедрой Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования.
«Его наследие огромно. В большинстве гематологических подразделений страны работают его ученики. Память о великом учителе живет в наших сердцах. Он говорил: "От того, как вы здесь работаете, зависит всё в мире". Постараемся не подвести нашего учителя», — цитирует слова Никитина РИА «Новости». Корреспондентка «Новой газеты» Вера Челищева рассказала о встречах с Алексеем Ивановичем:
У академика Воробьева вообще не было так присущего многим уважаемым людям напускного величия. Величие врача Воробьева было в простоте и прожитой жизни. Я звонила ему, чтобы он рассказал для газетной вкладки «Правда ГУЛАГа», как он помогал во время перестройки возвращать дачи потомкам репрессированных жителей Николиной горы, отнятые у них в 30–40-е. Я оказалась обескуражена: Воробьев буквально двумя словами сказал что-то мимоходом о своей помощи (а она была неоценима, о чем свидетельствовали жители поселка)», — вспоминает журналистка.
Андрей Воробьев еще в юные годы сформулировал жизненный принцип: не проходить мимо чужой беды. «Он всегда был в самых страшных точках. Чернобыль, Армения, Норд-Ост, Беслан. Везде лечил и спасал. Спасал без лишнего пафоса и какого-либо пиара. Вступался за униженных и оскорбленных, за преследуемых и гонимых — экономических, политических, разных. Он планомерно доказывал, что любой человек, в том числе сидящий в тюрьме, имеет право на медицинскую помощь», — рассказала Вера Челищева.
Фото: РИА «Новости»