Алиса стала лучше понимать пользователей с особенностями речи

Людям с особенностями речи (заиканием, трудностями в результате инсульта, травмы или при ДЦП) теперь будет проще общаться с колонкой. Она стала лучше распознавать голосовые запросы пользователей с речевыми нарушениями. Это стало возможным благодаря дообучению нейросети.
Алиса стала лучше понимать пользователей с особенностями речи
Архив пресс-службы

«Хотите магию? Вот она, я с большими проблемами речи смог вызвать при помощи голосового помощника Яндекса себе такси на работу одним голосом», — написал в своем телеграм-канале Иван Бакаидов, программист и известный блогер с ДЦП.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В своих соцсетях Иван часто рассказывает тех или иных трудностях, которые возникают, если у тебя есть речевое нарушение. Ответить курьеру, вызвать такси, поговорить с любой службой поддержки — одна из проблем, которые серьезно снижают качество жизни людей с инвалидностью. На днях Иван поделился новым опытом: «Яндекс собрал огромный датасет (набор данных — прим. ред) проблемной речи и дообучил модель. Алиса пока понимает далеко не все, но уже огромный прогресс. В результате тестов я выявил, что я могу спросить сколько времени, попросить включить и выключить ночник (очень пользуюсь) и вызвать такси. Понимает в 3 случаях из 5, но уже огромное дело».

Как рассказали в пресс-службе, в процессе обучения Алисе показали сотни тысяч аудиозаписей.

Их подготовили люди с особенностями речи, которых привлекали к открытому тестированию. В итоге разрыв между точностью распознавания обычной речи и с искажениями сократился в среднем на 20%. Качество распознавания оценивали по метрике Word Error Rate (коэффициенту ошибок в словах): она позволяет определить долю неправильно понятых слов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В проекте участвовали такие некоммерческие организации, как «Центр лечебной педагогики», «Живи сейчас», «Жизненный путь», «Весна», «Перспектива», «Лучшие друзья» и другие. Их подопечные и другие участники тестирования записали более 855 тысяч скороговорок и фрагментов обычной речи — это более 900 часов аудиоматериалов. Классифицировать примеры по типам нарушений помогли специалисты-дефектологи из МГПУ. В общей сложности в проекте участвовали более 300 человек.

Это не первый проект по адаптации виртуального ассистента для людей с особенностями здоровья. Недавно в Москве прошла презентация инклюзивных навыков Алисы, разработанных студентами. А мобильное приложение «Дом с Алисой» уже поддерживает работу с программой экранного доступа: она зачитывает вслух содержимое экрана, помогая людям с нарушениями зрения взаимодействовать с интерфейсом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инклюзия и цифровая доступность — одно из фокусных направлений социальных проектов Яндекса. Для незрячих пользователей адаптировано 15 сервисов и продуктов, среди них Поиск, Браузер, Яндекс Музыка, Букмейт и другие. На Кинопоиске есть фильмы с тифлокомментариями и SDH-субтитрами, а в приложении Go — специальные возможности для людей с особенностями здоровья. Например, можно выбрать опцию «Общаюсь только текстом», «Не говорю, но слышу», «Перевозка собаки-проводника», «Буду на инвалидном кресле» или «Помогите найти машину».