В Норвегии предложили использовать женщин со смертью мозга в качестве суррогатных матерей
Добровольное донорство всего тела
О своей противоречивой концепции адъюнкт-профессор философии из Университета Осло рассказала в статье, опубликованной в журнале «Теоретическая медицина и биоэтика» за 2022 год. По мнению автора, донорство всего тела может стать альтернативным способом вынашивания ребенка для родителей, которые не могут сделать это сами или предпочитают этого не делать. Смайдор сравнивает такой подход с добровольным донорством органов после смерти и считает, что не существует очевидной медицинской причины, по которой инициирование такой беременности было бы невозможным. Разумеется, о желании отдать своё тело для целей суррогатного материнства в случае гибели мозга человек должен заявлять заранее или же, в ряде случаев, такое решение могут принять его родные.
«Умершим всё равно»
Профессор Смайдор использует «беспроигрышные» аргументы. Умершим всё равно, что делают с их телом, считает философ. А для бесплодных или однополых пар это реальный шанс стать родителями. Автор концепции подчёркивает, как важна реализация её идеи для феминистского движения. Если ребёнка выносит донор с умершим мозгом, то будущая мать сможет избежать неудобств и осложнений, связанных с беременностью и родами — например, проблем с давлением, повышением сахара крови, интоксикацией, изменением веса, эмоциональными травмами и повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат. По мнению философа, сами роды могут быть «опаснее, чем корь», так что эту задачу лучше передать «человеческому инкубатору».
Смайдор предлагает использовать в качестве «инкубатора» и мужчин с мёртвым мозгом. Правда, допускает, что ввиду особенностей физиологии их тела станут «одноразовыми». Куда в этом случае врачи должны помещать оплодотворенную яйцеклетку, философ не уточняет.
Для профессора Смайдор «удивительно», что ни одна страна еще не разрешила женщинам жертвовать свое тело для суррогатного материнства после смерти мозга, хотя эта идея была впервые озвучена медиками в 2000 году. «Мы ещё не можем полностью отказаться от матки для воспроизводства нашего вида. Но мы можем перенести риски беременности на тех, кому они больше не могут причинить вреда», — говорит автор.
По словам Смайдор, доноры будут находиться «под абсолютным медицинским контролем и наблюдением», которые не будут мешать их жизни, как это было бы с обычной суррогатной матерью. Норвежка также упомянула тот факт, что в мире существует нехватка суррогатных матерей и процесс по-прежнему остается недоступным с финансовой точки зрения для большинства людей. Так, в Великобритании стоимость услуги может достигать 80 тысяч фунтов (около 7 миллионов рублей по текущему курсу), в США это стоит вдвое больше.
Это состояние следует отличать от вегетативного, в котором, к примеру, находится легенда Формулы-1 Михаэль Шумахер. У таких пациентов все еще проявляются некоторые признаки сознания и остается шанс на выздоровление, так как ствол мозга все еще функционирует.
«Рассказ служанки»: реакция общества
Статья Анны Смайдор взывала бурю негодования у пользователей социальных сетей, которые заявили, что её идея «унижает саму концепцию жизни», сообщает издание The Daily Mail. Звучали слова о том, что ее предложение — «самая отвратительная и неэтичная вещь», которую пользователи когда-либо читали.
Один из комментаторов даже сравнил концепцию Смайдор с «Рассказом служанки» — антиутопическим романом Маргарет Этвуд 1985 года, действие которого разворачивается в мире, где фертильные женщины вынуждены рожать детей путем физического и эмоционального принуждения. Статью также сравнивали с антиутопией «О, новый дивный мир» Олдоса Хаксли, в котором дети рождаются только в лабораториях.
На идеи Смайдор также отреагировало научное сообщество. Известный британский публицист по вопросам здравоохранения Эмили Крейг назвала предложение норвежской «энтузиастки» противоречивым и возмутительным.
Кстати, это не первый раз, когда радикальные теории и предложения Анны Смайдор вызывают негативную реакцию. Например, ранее философ заявляла, что медсестрам и врачам не нужно относиться к пациентам с состраданием. По мнению Смайдор, персонал должен иметь возможность выполнять повседневные задачи — от удаления аппендикса до кормления пожилых пациентов — не испытывая к ним никакой доброты. Она утверждает, что сострадание «не является необходимым компонентом» здравоохранения и что персонал, который слишком заботится о своих пациентах, будет деморализован, если станет свидетелем пренебрежения или плохого обращения в больничных палатах.