«Учитывать мнение детей»: современные ученики о своих требованиях к школе
Соня Дзядко, 15 лет, школа «Лицей Ключ», Москва
«Нам нужна школа, в которой учитывается мнение детей»
Я учусь в 10-м классе в небольшой частной школе, где мне очень комфортно. Она молодая, в ней мало детей и учителей, все друг друга знают, многие дружат. Это моя третья школа, так что мне есть с чем сравнить.
Конечно, это напрямую связано с уважением к педагогу. А оно складывается из многих составляющих. Чтобы детям хотелось приходить в школу, учителям должно быть самим интересно преподавать свой предмет. Плюс они должны быть внимательными, тактичными, общаться с учениками без агрессии.
Мне повезло, у меня в школе именно так, но я знаю, что во многих других, кроме тех, которые находятся в центральных городах, происходит то, что не должно происходить в 21 веке. Учителя поднимают руку на детей, оскорбляют, высмеивают их внешность или взгляды на жизнь, позволяют себе кричать на них матом, отбирают у них личные вещи, а иногда и портят их, например, телефоны, и разбивают их. Это ужасно! О каком взаимоуважении может идти речь?
Я понимаю, что учусь в необычной школе и поэтому у нас таких проблем нет, но уверена, что хорошее образование может быть доступным для всех. Но нужно многое менять. Во-первых, уменьшить количество детей в классах до 15 человек, чтобы учитель мог взаимодействовать со всеми сразу. Во-вторых, облегчить ЕГЭ. Чтобы старшеклассники не выпрыгивали из окон, считая, что если его не сдать – жизнь закончена.
В школе чуть ли не с пятого класса нам внушают, что ОГЭ и ЕГЭ – это сложно и готовиться нужно заранее. Я гоню от себя мысли о будущем, потому что они неминуемо связаны с ЕГЭ. А мне страшно думать об этих экзаменах. Притом что родители не требуют от меня отличных результатов. Я знаю другие семьи, где родители ждут от детей максимального балла. И, в-третьих, предметы должны быть на выбор. Какой-то базовый набор, а остальные – факультативно. Например, физкультура. Кому-то морально тяжело при всех делать упражнения. Зачем подвергать себя такому стрессу? Кому-то совсем не нужна физика – зачем на нее ходить и тратить кучу времени? Два, а то и три часа в неделю – это немало.
Мне кажется, что в обучении стоит действовать исходя из того, что интересно здесь и сейчас, иначе это превращается в тупое зазубривание. Нам вбивают кучу информации, половина из которой просто не нужна, она необходима только для сдачи ЕГЭ, а потом вообще никогда не пригодится. Поэтому обучение – личное дело каждого.
Асиб Даводзай, 14 лет, лингвистическая гимназия № 33, Балашиха
«Нам нужна школа, в которой дети мигрантов смогут учиться в классе со сверстниками»
Мне 14 лет, и я учусь в 4-м классе. Моя семья переехала из Афганистана в Россию четыре года назад. Я сразу решил, что пойду учиться. Но меня не брали в школу, маме говорили: «Вот выучит русский, тогда приходите». Тогда русского языка не знал никто из моей семьи. Два года я занимался на курсах, где учились дети мигрантов из разных стран, и в 12 лет меня все-таки приняли в школу, но только во второй класс. По-другому было нельзя – я недостаточно хорошо говорил по-русски. Я очень расстроился, даже хотел отказаться, но мама меня уговорила.
Мои сестры обе учатся в третьем классе: одной – 12 лет, а другой – 8. А старший брат не учится. Он знает русский лучше меня, но недостаточно хорошо, чтобы быть в 10-м классе. Ему предлагают идти в шестой, но он не хочет. И я его понимаю. Я знаю других ребят-иностранцев, которых это останавливает, поэтому они не идут в школу. Хочется ведь учиться со сверстниками. Мне тоже было поначалу некомфортно – все одноклассники сильно меня моложе, но потом привык. Я маленький по росту, и это тоже спасает – не смотрюсь верзилой на фоне четвероклассников.
Повезло с классом – ребята меня поддерживают, подсказывают, как правильно слово пишется, объясняют, если не знаю его значения. Нравятся учителя – они внимательные, добрые, готовы лишний раз что-то объяснить. Учительница по русскому помогает, дает дополнительные книги читать, из которых я узнаю много новых слов. Русский язык очень сложный, английский мне дается гораздо легче, да и вообще с остальными предметами у меня все хорошо.
У меня в планах перейти в 6-й, а то и 7-й класс, причем, возможно, в спецшколу – математическую или английскую. Знаю, что будет сложно, но я готов стараться. Я много занимаюсь русским, общаюсь со всеми на нем, даже с ребятами, кто тоже приехал из Афганистана. Дома мы тоже разговариваем на русском. Еще я увлекаюсь футболом, мечтаю попасть в сборную России. Иногда меня спрашивают: зачем тебе образование, если ты планируешь стать спортсменом?
Обидно только, что я не могу учиться по возрасту и получать знания в полном объеме, теряю время. Это несправедливо. Хотелось бы, чтобы этот момент был учтен в системе образования. Например, организованы отдельные классы для детей мигрантов, где можно было бы проходить программу по возрасту и параллельно учить русский язык.
Гриша Ширинский, 16 лет, ГБУ школа № 91, Москва
«Нам нужна школа, которая позволит совмещать учёбу и занятия по душе»
В своей школе я с первого класса, и она мне очень нравится – ни разу не приходила в голову мысль ее поменять. Возможно, есть школы лучше, просто мне не с чем сравнивать. Мне хочется идти туда, потому что там есть люди, с которыми мне интересно. Это в первую очередь мои одноклассники. Без хороших отношений с ними было бы сложно. Общение для меня – очень важная часть в обучении. Круг друзей у меня в основном школьный. Мы общаемся и после учебы.
Мне нравятся не все предметы, но на уроках у нас не бывает скучно, потому что учителям нашей школы не всё равно, что они рассказывают ученикам и как. Мне кажется, интерес к тому или иному предмету напрямую связан с педагогом. Только от этого зависит, полюбишь ты, допустим, алгебру с геометрией или нет. У нас отличный преподаватель по обществознанию. Он рассказывает истории и факты, которые нельзя просто найти в интернете. А с учителем литературы можно обсудить не только «Войну и мир», но и книги, которые нравятся нам. Я, например, люблю фантастику. Мы можем свободно говорить, обсуждать с учителями любые темы, можем задавать вопросы, которые не связаны с предметом или учебной программой.
В школе меня все устраивает, но если помечтать, то я бы отменил домашку. После школы хочется отдохнуть, поспать, а приходится делать уроки. Было бы здорово, если бы система обучения была построена так, чтобы домашних заданий не было. И ОГЭ с ЕГЭ, конечно, потому что это слишком стрессовые экзамены.
Школа должна в целом дать объем знаний и умений, а дальше ты сам распоряжаешься, что с ним делать. Главное – чтобы учителя понимали, что кроме уроков у тебя тоже что-то есть, и позволяли совмещать. Вне школы у меня очень активная жизнь. Мы с друзьями пишем музыку и выкладываем ее в соцсети, иногда устраиваем квартирники, даже подумываем о концертах. Еще я люблю рисовать и готовить.
О вузе я пока не думал. Я поставил себе дедлайн в самоопределении – следующее лето. В целом, мне не страшно сделать ошибку и пойти не туда. Выберу не тот вуз, ну и что? Я знаю, что многие занимаются тем, что совсем не связано с профессией, которую они получили в институте. Может быть, поэтому выбор того, чем заниматься в будущем, не стоит у меня во главе угла. Хочется быть счастливым. Быть в окружении друзей, а работа – это вторично.
Фото: Александр Карнюхин Стиль: Владимир Макаров Макияж: Дмитрий Гринько, визажист MAKE UP FOR EVER Мастер по волосам: Дианна Петряева, стилист Redken Ассистент фотографа: Никита Павлов Продюсер: Алена Жинжикова
Благодарим Британскую высшую школу дизайна за помощь в проведении съемки.