Учиться или играть? И то, и другое! Как геймификация ликвидирует скуку в школах
Игровая природа
Учение – дело серьезное, игра – шуточное. Такое разделение долгое время существовало в умах родителей и учителей. В педагогической практике игра существовала, но как отдельный вид деятельности – дидактическая игра, на ней не строился весь учебный процесс. И воспринималось она так: мы сейчас поразвлекаемся – и пойдем заниматься делом. Никто и никогда не рассматривал учебный процесс в целом как игровой. Но в последнее время всё больше становится понятно, что именно игра является лучшей аналогией того, что происходит в школе.
Школьное пространство – это пространство, созданное специально, искусственно, с определенными целями. То, что происходит с детьми в школе, не произойдет с ними больше нигде и никогда – они не будут находиться в коллективе, подобранном по году рождения, носить форму и решать одно за другим математические уравнения. И в целом все участники учебного процесса связаны рамками игровых условностей.
Педагог тоже действует по правилам. Начинает и заканчивает вести урок по звонку, вызывает учеников к доске, ставит им оценки. Специфическое пространство, специфические игровые роли, правила, цель, риск, выигрыш – такие признаки игры выделял доктор педагогических наук Сталь Анатольевича Шмаков, который посвятил всю свою жизнь изучению игры как культурного феномена и ее использованию в образовательном процессе. Всё это мы без труда находим в самом обыкновенном школьном уроке.
Но почему тогда «Морской бой» захватывает, а игра в школу – нет? Потому что школьная игра сделана «так себе», сейчас она не очень интересная. Но превратить ее в увлекательное действие – в силах учителя.
Геймификация и цифровизация
Часто эти два понятия путают, хотя на самом деле они никак не связаны между собой. Цифровизация предполагает использование цифровых технологий для изменения содержания и формы ведения учебного процесса, а геймификация – использование игровых элементов и технологий в обучении. Для этого не нужна техническая база, достаточно мела и школьной доски. Объединяет эти процессы одно – успех каждого из них на 99% зависит от педагогов. Только учителя могут изменить работу школы и ее школьную систему, потому что они её воплощают.
Интересная игра в школу
Воплощать игровой подход не так сложно, как может показаться. У каждого из нас есть игровой опыт. Достаточно обратиться к нему. Если вы хоть раз в жизни играли в прятки, вы знаете, что такое игровой процесс и по каким лекалам должно происходить любое игровое взаимодействие.
Давайте вспомним, как часто строится урок в классе. Учитель говорит: «Дети, открываем учебник, и Коля читает первый параграф вслух». Коля читает. «Отлично, теперь Вася читает второй параграф вслух». Вася читает. «Очень хорошо! Теперь переписываем третий параграф в тетрадь». Дальше самостоятельная работа, домашняя работа, и все разошлись.
Представьте себе, что вы играете в прятки и ведущий, который должен всех искать, приходит и говорит: «Костя, ты прячешься за тем деревом, Маша, ты прячешься вот за этим камнем, Петя – в сарае. Я считаю до 10 и потом пойду вас всех искать». Это же абсурд, в такие «прятки» никто не будет играть. Что поменялось в любимой игре? Почему она перестала быть увлекательной? Потому что из участников – субъектов игрового процесса – дети превратились в объекты – в игрушки.
Учитель – это ведущий, который должен воспринимать учеников как других участников игры – если не как равноправных, то хотя бы наделенных определенными правами в ее рамках. То есть не указывать, как действовать, а давать возможность самостоятельно принимать решение, иметь свое мнение. Кроме того, из игры ушел элемент случайности, риска (найдут – не найдут) – один из неотъемлемых признаков любой игры. Добавив примитивный ход, например, считалочку, можно уже исправить положение. Научиться расставаться с частью своей безграничной власти, делиться с детьми долей контроля над уроком – вот основная и самая сложная задача учителя-геймификатора.
Лиха беда начало
Элементов, которые могут внести в урок больше увлекательности, огромное количество, и некоторые из них уже используются учителями – это баллы, звёздочки, уровни и титулы, которые часто раздаются педагогами за выполнение домашних заданий и правильные ответы на уроке. Я часто слышу возражение: «Ну вот все эти развлекательно-поощрительные элементы внедряются, и что толку, ничего особо не меняется».
Тот факт, что они есть, уже прекрасен. Школа в России отказалась от физического насилия в качестве главного инструмента мотивации чуть больше 100 лет назад – в 1917 году! До этого столетиями детей просто пороли. Вот из какого прошлого мы выходим. Давайте войдем в положение несчастной системы образования, которую относительно недавно для её пожилого возраста лишили главного ее мотивационного инструмента, а новый придумать так и не удалось.
Его не существует, именно поэтому геймификация для учебного процесса – жизненно важна. Она не возникла из желания просто сделать что-то по-новому. Все эти звёздочки и уровни – первая заплатка, потому что сейчас в нашем корабле, плывущем по морям образования, огромная дыра, в которую заливается вода, и мы все
тонем. Геймификация стремится ее заткнуть. Бантики, звёздочки, уровни – это чудесно, это значит, что работа по затыканию пробоины наконец-то началась. Не надо отчаиваться, что от введения этих элементов дети как по волшебству не ударились оземь и не превратились в добрых молодцов, – это начало большого пути, и дальше будет лучше.
От банального к небанальному
Как же сделать урок еще интереснее? На мой взгляд, стоит в первую очередь обратиться к опыту тех, у кого получается делать самые захватывающие игры, – к профессиональной игровой индустрии. Там зарабатываются немыслимые деньги на принуждении
аудитории к деятельности, которая не всегда захватывает или интересует. Главная особенность видеоигр – их мотивационная сила, и это можно использовать в учебном процессе.
Есть такой жанр – многопользовательские онлайн-ролевые игры, где вы сами создаете персонажа и путешествуете с ним по выдуманному разработчиками миру, растете, развиваетесь, заводите знакомства, побеждаете монстров.
Через какое-то время сам игровой процесс становится довольно однообразным и скучным, и при этом люди все равно не готовы его бросить. Они подсаживаются на огромное количество «крючков»: это и люди, с которыми вы общаетесь и не хотите расставаться; и страсть к новому, неизведанному; тщеславие; чувство гордости за то, как ваш персонаж становится зримо и ощутимо быстрее, сильнее и лучше в ваших глазах и в глазах окружающих. Все эти триггеры в принципе мы можем использовать в обучении. Так игра может закрывать вопросы мотивации.
При этом, чтобы геймифицировать учебный процесс, не нужно быть гением, способным придумать компьютерную игру. Учитель может освоить игровой дизайн как дополнительный навык. Для этого в интернете существует множество онлайн-курсов и видеоуроков. Понимая игровую природу учебного процесса, думающий педагог легко перенесет знания, умения и навыки, приобретенные в рамках этих занятий, на свою школьную практику.
Тоже выход
Видеоигры тоже можно использовать в качестве игрового элемента в обучении. Родители напрасно его боятся. Сейчас мы работаем с новым поколением, цифровое пространство – это их среда. Сопротивляться этому бесполезно, не нужно делать из видеоигр врага, гораздо конструктивнее превратить его в союзника. Я преподаю историю и обществознание, и сам люблю видеоигры на историческую тему. Игровыми разработчиками проделано огромное количество работы, чтобы материал, который мы, учителя, преподаем, был наглядным, увлекательным, интерактивным.
Есть игры, которые позволяют лучше понять физику – строить, например, большие здания и смотреть, развалится или нет. Есть игры, которые позволяют экспериментировать с социумом – создавать общество и влиять на него. Игры, которые проверяют ваши знания математики, экономики, биологии, экологии. Я, например, планирую в наступающем учебном году разрешить старшеклассникам в качестве контрольной работы проходить компьютерные игры из списка, который я им дам. Потому что, пройдя эту игру от начала до конца, ребенок разберется в материале лучше, чем он это сделает с учебником.
Он приложит больше усилий, проживет с этим больше часов и воспримет материал не как абстрактный, а как касающийся лично его. Это с ним произойдет татаро-монгольское нашествие, это он будет штурмовать Иерусалим вместе с крестоносцами, это он будет открывать Новый свет и проводить колонизацию. Он проживет эти события, а значит, запомнит и поймёт их.
С видеоиграми есть сложность – их на рынке гигантское количество. Поэтому если учитель не чувствует себя достаточно комфортно в этой среде, то лучше, конечно, для начала повысить свою цифровую грамотность. Игра должна быть проверенной, в ней не должно быть ошибок, неточностей. Как вы не читанную вами книгу с полки не отдадите ребенку, то же самое вы не сделаете с игрой.
Это одна из их самых больших задач в разных жанрах, в разных играх. Но гейм-дизайнер вынужден найти способ общаться с игроком, никогда не встречаясь ним, только через свой продукт, а у учителей в этом плане гораздо более выгодное положение, у нас есть роскошь личного общения – мы можем просто сесть и поговорить с учеником, обсудить, что получается, а что нет и почему, вместе придумать интересное решение. Давайте пользоваться нашим привилегированным приложением для всеобщего блага.
Игра для ребенка – это намного больше, чем просто развлечение. Это пространство для общения, творчества, самовыражения и учебы. Современные дети и в видеоиграх проводят так много времени, потому что находят всё это там, а не в т. н. реальной жизни. Если школа сумеет скопировать именно эту сторону игр, позволить ребенку раскрыться и понять себя и окружающий мир, то фраза «учиться – скучно» превратится в тот оксюморон, которым она всегда и была.