Школа без травли: о чем антибуллинговый законопроект, который готовят депутаты
История одной травли
Около года назад ко мне обратилась мама 11-летнего мальчика: её сына травили одноклассники. Попытки родителей вмешаться в конфликт на ранней стадии, когда все ограничивалось смешками, обидными коллажами и комментариями под фотографиями в соцсетях и группах класса в мессенджерах, порчей учебных принадлежностей, бойкотом, попытками унизить на словах или «случайными» толчками на перемене, – эти попытки ничего не дали. Отвечающие за обстановку в школе учителя сначала делали вид, что не знали о происходящем, а потом то ли не знали как, то ли пытались, но не смогли остановить происходящее. Буллинг, который они так и не пресекли на ранней стадии, не считая это серьёзной проблемой, в результате закончился физической травмой – очередные толчки и подножки привели к тому, что мальчик повредил колено на уроке физкультуры. Для ребенка это стало больше, чем просто кризисом отношений со сверстниками. Он с детства профессионально занимался теннисом и был одним из ведущих игроков детских турниров. Теперь с надеждами на большой спорт можно попрощаться.
Это только одна из многочисленных похожих историй травли в практике благотворительного фонда «Юристы помогают детям» – в ней травля обернулась вредом здоровью и крахом спортивной карьеры. Намного чаще речь идет о психологических травмах, оценить ущерб от которых гораздо сложнее.
В ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект, направленный на борьбу с травлей в образовательных учреждениях – главным образом в школах, где дети проводят большую часть своего времени и где они чаще всего сталкиваются с ней. Если поправки будут приняты, это станет первым шагом к тому, чтобы заполнить существующий сегодня законодательный пробел, непосредственно влияющий на социализацию подростков: проблема травли, которую даже по официальной статистике переживает более половины российских школьников, до сих пор не получила должного правового регулирования.
Предложенные нами поправки дают школам инструменты для борьбы с буллингом и помогают на институциональном уровне защитить тех, кто раньше оказывался беспомощным перед нападками сверстников в ситуациях травли. Предоставляя взрослым реальный ресурс влиять на подобного рода конфликты, поправки в то же время главным образом направлены на профилактику травли и поддержание здоровой среды в коллективе детей.
Школа предпочитает не вмешиваться
Общественность не раз шокировали видео издевательств подростков над одноклассниками и учителями. Школа перестала быть безопасной средой как для учеников, так и для педагогов, в то время как в России так и не появилось единых методик профилактики буллинга и эффективных мер реагирования на него, которые бы помогли школе включиться в решение проблемы.
Наиболее распространенным решением в ситуациях травли является обращение родителей ребенка к классному руководителю или администрации. Но школа не всегда встает на сторону жертвы, часто игнорирует проблему, предпочитает не вмешиваться в конфликты учеников, если только они не повлекли порчу имущества или нанесение вреда здоровью, то есть не привели к возникновению ситуации, реагировать на которую попросту не получится. В таких случаях родители уже как правило идут в полицию и в суд и требуют возместить причиненный вред, в том числе моральный. Если речь идет о словесных оскорблениях или порочащих слухах – подают иски о защите чести и достоинства ребенка.
Он также может бояться назвать обидчиков, опасаясь новых актов агрессии вне зависимости от того, будут ли они наказаны. Поскольку травля чаще всего встречается в среде школьников до 14 лет, это исключает привлечение их к административной или уголовной ответственности, а причиненный ими материальный вред возмещают родители. Закономерным результатом является латентный характер буллинга: лишь 0,5% подвергшихся ему детей обратились за защитой, большинство предпочитают делиться проблемой только с родителями и друзьями, боясь ужесточения случаев травли.
Сейчас способов защиты от травли, позволяющих предотвратить ее и минимизировать последствия на уровне образовательной организации, просто нет. Первое, что можно сделать, чтобы хотя бы подступиться к решению вопроса – дать школам инструменты, которые помогут им отслеживать ситуацию в классах, выявляя проблему на ранней стадии, а не когда «колено уже сломано».
Травля вне закона: что изменится
Законопроект, среди авторов которого – юристы и педагоги (Светлана Моторина, просветитель, публицист, педагог; Анна Копылова, юрист программы «Травли net», Виктория Дергунова, адвокат, к.ю.н., партнер BGP Litigation, руководитель практики семейного права и наследственного планирования, Президент благотворительного фонда «Юристы помогают детям»; Сергей Макаров, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «Град», к.ю.н, советник ФПА РФ), – помогает это сделать. Он не только определяет, что такое травля, отличая ее от рядового конфликта, ее виды и субъектов, но и предусматривает разработку пошаговой программы и единого стандарта ее профилактики, предусматривающих системные меры реагирования на нее. Итак, какие изменения предлагаются.
- Принятие государственной программы и единого стандарта профилактики травли, определяющих как школы могут своевременно ее выявлять и эффективно с ней бороться, предотвращая новые случаи, способы оценки психологического климата в классе, пути повышения осведомленности учеников и обучения их безопасному реагированию на нее, меры по социальной адаптации участников и зачинщиков травли, направленные на создание в подростковой среде системы ценностей, основанной на взаимном уважении, взаимопомощи и развитии социальных навыков.
- Утверждение образовательными учреждениями локальных нормативных актов, предусматривающих порядок реализации указанных в государственной программе и едином стандарте мер и проводимых для этого собственных мероприятий.
- Создание в образовательном учреждении специального подразделения (не отдельного структурного, а сформированного из числа педагогов, психологов, службы школьной медиации, представителей родительских комитетов) по рассмотрению случаев травли, подбору адекватных мер ее профилактики и реагирования, контролю за их реализацией, поведением ее зачинщиков и участников, а также обстановкой в классе. Оно будет помогать ученикам и учителям разобраться в ситуации и предотвратить как негативные последствия для пострадавших от буллинга и других учеников, так и новые случаи.
- Предоставление образовательным учреждениям возможности на законном основании применять к организаторам и участникам травли меры дисциплинарного реагирования. Сейчас жертва травли вынужденно меняет школу, в то время как поведение ее «автора» остается безнаказанным. Равная ответственность для зачинщиков и участников буллинга не позволит выбрать одного виноватого в произошедших событиях и сделает невыгодным поддержку травли.
Кнут или пряник: акцент на профилактику
Когда родители пострадавших детей обращаются в суды в связи с причинением вреда в результате травли, будь то вред здоровью или ущерб имуществу, школа может быть и вовсе освобождена от ответственности и как следствие от обязанности его компенсировать, если докажет, что поведение ученика стало следствием его ненадлежащего воспитания родителями, а не результатом недосмотра образовательного учреждения за событиями, происходящими в нем во время учебного процесса. Таким образом школа как будто бы не отвечает за один из самых важных учебных процессов – адаптацию и социализацию детей, всецело перекладывая ответственность за это на их законных представителей. Это приводит к тому, что обстановка и среда в школе перестает быть безопасной, поскольку учителя не отвечают за нее де-юре, родители учеников – де факто, а травля остается незамеченной, продолжая укрепляться и масштабироваться.
«Метод кнута» – адресные штрафные санкции в отношении педагогов или родителей – не работает, когда речь идет о буллинге. Об этом говорит и практический опыт борьбы с ним на примере различных школ и многочисленные исследования. Самыми эффективными мерами оказываются те, которые не несут в себе фокус на наказаниях, а концентрируются на просвещении и профилактике.
Именно такой подход лежит в основе законопроекта. Базово он предлагает сделать профилактику травли не обособленным автономным мероприятием, а частью системы воспитания детей в образовательных организациях. В идеале деятельность и содержание программ школ должны помогать узнать больше о феномене буллинга, сформировать нетерпимость к нему как в форме невмешательства, игнорирования, молчаливой поддержки и тем более участия в нем, психологически безопасную и комфортную образовательную среду, основанную на принципе «я травлю не потому что я сильный, а потому что я-плохой», а также вместо формального «выполнения плана» дать и учителям, и школьникам действующие практические методы распознавания травли и адекватного здорового реагирования на нее, переживания ситуации таким образом, чтобы она не оставалась травмой на долгие годы.
Тем не менее, далеко не все задачи можно решить превентивными методами. Сегодня в ситуации травли жертва чаще всего оказывается тем, кто должен решать проблему: именно этому человеку предлагается подстроиться и научиться «ладить с коллективом». При этом, все то время, что ребенок будет пытаться себя защитить, он будет продолжать ежедневно обучаться в том же классе в той же обстановке с теми же сверстниками, претерпевая психологическое давление, изоляцию и прочие проявления травли в условиях бездействия и невмешательства школы, не обязанной оказывать ей какую-либо помощь. Это делает положение того, кто подвергается травле, еще более уязвимым, оставляя ее зачинщиков безнаказанными долгое время и провоцируя новые акты жестокости с их стороны. Законопроект направлен на то, чтобы без чрезмерных «санкций» разделить бремя ответственности за происходящие в школе процессы с ней самой – в случае, если образовательное учреждение не проводит просветительские мероприятия с целью профилактики травли, и никак не защищают жертву, оставаясь в стороне, придется заплатить административный штраф. Наша задача – подтолкнуть школы к решению проблемы травли в коллективе учеников и дать реальные инструменты ее предотвращения тем, кто хочет ими пользоваться и кому их на сегодняшний день не хватает.