Опрос ВЦИОМ к 1 сентября: 60% россиян не знают термин «инклюзивное образование»

Фонд «Обнажённые сердца», Ассоциация «Аутизм-Регионы» и ВЦИОМ провели первое всероссийское исследование об информированности и отношении россиян к инклюзивному образованию.
Опрос ВЦИОМ к 1 сентября: 60% россиян не знают термин «инклюзивное образование»
Pexels / Meruyert Gonullu

Совместное исследование* ВЦИОМ, Фонда «Обнаженные сердца» и Ассоциации «Аутизм-Регионы» приурочено к началу нового учебного года. Две трети россиян поддерживают совместное обучение детей с особенностями с детьми без особенностей, и чуть более половины опасаются риска возрастания конфликтов, агрессии и насмешек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коротко о главном

  • 59% россиян не слышали термин «инклюзивное образование».
  • 66% в той или иной степени положительно относятся к совместному обучению детей.
  • У 63% родителей школьников и 65% родителей детсадовцев дети обучаются совместно с детьми с особенностями.

Уровень информированности о термине «инклюзивное образование»

Информированность о термине «инклюзивное образование» низкая — 59% россиян впервые услышали термин от интервьюера ВЦИОМ, а еще 16% затруднились ответить. Каждый пятый слышал про инклюзивное образование (24%), но только каждый десятый (11%) смог дать верный ответ: инклюзивное образование – совместное обучение здоровых детей и детей с особенностями развития.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отношение россиян к инклюзивному образованию

  • Две трети россиян (66%) положительно относятся к совместному обучению детей с особенностями развития с детьми без особенностей.
  • Об отрицательном отношении заявили 16% респондентов.
  • 13% относятся нейтрально.

Больше позитивных оценок среди молодежи от 18 до 24 лет (81%), меньше – среди людей старшего возраста – от 60 лет (57%).

Опыт инклюзивного образования

Более двух третей родителей школьников и детсадовцев имеют опыт инклюзивного образования (63% и 65% соответственно). В обоих случаях дети у 27% родителей как школьников, так и детсадовцев не обучаются совместно с детьми с особенностями развития.

Родители, чьи дети совместно обучаются с детьми с особенностями развития, чаще сообщали о положительном опыте: три четверти родителей школьников и детсадовцев (74% и 73% соответственно), чьи дети обучаются с детьми с особенностями, положительно относятся инклюзивному образованию, негативные оценки дали 8% и 9% родителей соответственно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
основатель Фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова.
Наталья Водянова. основатель Фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова.
Legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плюсы и минусы инклюзивного образования

  • Преимуществами совместного обучения, по мнению россиян, являются социализация/толерантность и позитивная среда в коллективе (62%), равенство возможностей в получении образования (14%), хорошее развитие и обучаемость детей (11%).
  • Основными недостатками инклюзивного образования опрошенные считают проблемы у детей с особенностями развития (34%) – как психологические (27%), и так и риск в отставании в обучении в силу сложности программ (7%).
  • Еще 17% заявили о неготовности родителей, школы, учителей принять детей с особенностями развития. Ответы каждого десятого (12%) респондента касались общего уровня снижения образования.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Установки по поводу инклюзивного образования

  • Большинство россиян согласны с мнением, что инклюзивное образование помогает детям лучше понимать друг друга (80%). Точку зрения о том, что учитель, освоивший методики обучения ребенка с особенностями развития, быстрее найдет подход к обычным ученикам разделяют 72% опрошенных.
  • Не популярно среди россиян суждение о снижении уровня образования при совместном обучении (61% не поддерживают эту точку зрения vs 31% согласных).
  • Не столь однозначны ответы россиян относительно возрастания риска конфликтов и агрессии при совместном обучении (57% согласны с данным суждением vs 34% не согласились).

«Несмотря на то, что в России уже 8 лет есть закон об образовании, который гарантирует всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, возможность учиться в школе, сам термин "инклюзивное образование" остается малоизвестным для большинства. Это связано с тем, что во многих школах и детских садах на практике инклюзии пока нет. При этом количество детей с особыми потребностями, которым необходима возможность пойти в обычную школу, где рядом учатся типично развивающиеся сверстники — весьма значительно. Например, по оценкам Минздрава только детей с аутизмом в России свыше 300 000 человек, — отметила основатель Фонда "Обнаженные сердца" Наталья Водянова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рабочая встреча Фонда «Обнаженные сердца»
Фонд «Обнаженные сердца»

Справка: Фонд помощи детям и молодежи «Обнажённые сердца» – благотворительная организация для помощи людям с аутизмом и другими нарушениями в развитии, созданная Натальей Водяновой в 2004 году. Миссия Фонда — создание общества, открытого к людям с особенностями, развивая системную профессиональную поддержку семьи и инклюзию в образовании, трудоустройстве и досуге. Основные направления работы Фонда: создание сети бесплатных услуг для особых детей и членов их семей, развитие профессионального и родительского сообщества, а также адвокационная деятельность, то есть информирование с целью изменить отношение общества к людям с расстройствами аутистического спектра (РАС), церебральным параличом, синдромом Дауна и другими ментальными и физическими нарушениями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

*Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 14 августа 2021 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.