Нам нужна школа, где родители доверяют учителю: как наладить коммуникацию
Главный вопрос
Первое, чем озадачиваются родители детей шести-семи лет, – как выбрать ребёнку лучшую школу. Принято считать, что это первый шаг на пути к счастливым годам обучения. На самом деле поиск школы – это второй шаг. Первый и самый важный – определиться: зачем вам нужна школа. «Семь лет исполнилось – все, пора в первый класс»? «Потому что все так делают»? «За знаниями»? Здесь нет подсказок – для каждого ответ свой, и он не такой очевидный, как кажется. Только после ответа на него можно говорить о том, какая школа нужна ребенку, что конкретно искать, по каким критериям выбирать.
Ведь школа – это не только учебный процесс. Школа – это здорово, школа – это классно. Если переводить с латинского, школа это «место для беседы». Но от ответа на вопрос «зачем ваш ребенок туда идет?» зависит, будет он бежать туда вприпрыжку или идти как на аркане.
Успех предприятия, которое называется школа, сильно связан с тем, принимает ребенок участие в этом выборе или нет. Ведь ему в ней учиться – проводить по несколько часов в день, пять раз в неделю, девять, а то и все 11 лет. Не нужно действовать по принципу «подружка посоветовала – и моему тоже надо», а вместе сходить с ребёнком в школу, поговорить с учителем, с мамой, которая за руку ведет первоклассника, пообщаться со старшеклассниками. То, что я говорю, это минимум. А максимум приложится потом, если вы сделали правильный выбор.
Идеальная коммуникация
На выборе школы родительское участие не заканчивается. Но давайте не будем путать сотрудничество со школой и вмешательство в образовательный процесс. Учитель – это профессия. Такая же, как врач, пилот, сантехник, инженер. Мы обращаемся к тому профессионалу, которому доверяем. Мы покупаем билет на рейс у определенной авиакомпании и не вмешиваемся в работу пилота, не подсказываем, как правильно управлять самолётом.
Именно поэтому правильный выбор специалиста не должен быть по принципу «что есть, то есть». Ведь для этого мы изначально и формулируем критерии выбора школы. После того, как вы определились, вы доверяете учителю и не вмешиваетесь в его работу. Не говорите, что он неправильно учит сложению, что выбрал не то произведение, начал занятия по окружающему миру не с той темы. Меня возмущает вульгарное отношение к педагогике – что этим могут заниматься все и каждый знает, как лучше. Но это не значит, что родитель должен быть пассивным наблюдателем.
Конструктивное взаимодействие
Родители вправе задавать любые вопросы. Это самые близкие люди ребенка и они должны понимать, что с ним происходит в школе. Для этого они могут инициировать родительские собрания – как встречу мам и пап для того, чтобы что-то обсудить, предложить, а не просто сдать энную сумму в родительский комитет и разойтись. Причем на собрании должны быть дети! И при личной встрече родителей с педагогом тоже. И речь не о том, что двое взрослых наседают на ребенка, высказывают ему претензии, это разговор трёх людей, одинаково заинтересованных в процессе, – в том, что происходит, как происходит, что мешает, что помогает.
Безусловно, в современном мире должен быть канал срочной связи. «Дорогие родители, мы завтра идем на экскурсию, в 12:00 встречаемся возле музея». Конец переписки. В тот момент, когда начинаются вопросы из разряда «а зачем нам это все вообще надо», это уже превращается в историю не для всех, она не имеет никакого отношения ни учебному процессу, ни к родительскому собранию – чаты его не заменяют. Да, у каждого классного руководителя должны быть контакты мам и пап учеников, чтобы любой родитель мог задать ему вопрос в приличное время. Но вся вот эта тусовка, которая происходит в чатах, должна быть без учителей, они тут ни при чем.
Родители могут менять систему образования
У них безграничные права. В России на сегодняшний день – самый открытый закон об образовании. Вы сами можете выбрать форму обучения – хоть завтра организовать группу, нанять учителя и заниматься так, как считаете нужным. По российскому закону об образовании предусмотрено участие и влияние родителей на образовательный процесс. Только они совершенно не знают, что с этим делать. И мы, учителя, в этом плане находимся в парадоксальной ситуации.
Образовательный процесс – это совокупность педагогических технологий, и за него, безусловно, отвечает учитель. Родители вмешиваться не должны. Да, их может не устраивать результат, и тогда об этом и нужно разговаривать, а не вырывать штурвал у пилота во время полета.
Не могут сформулировать, что конкретно им нужно. А ведь если вы закажете в ресторане «какой-то салат», вам именно его и принесут, и будьте любезны – ешьте! Например, в целом школа ребенку нравится, но весь класс недоволен уроками биологии, им скучно. Это локальный конфликт, который нужно решать, выяснять, в чем причина и что можно сделать. И менять это родителям.
Но они не могут друг с другом договориться, грамотно поднять и решить этот вопрос, инициировать родительское собрание, позвать директора, поговорить, находится масса отговорок. Поэтому детям приходится терпеть. Кто-то боится, чтобы это не обернулось против их ребенка. Это типичное возражение людей, которые ничего не хотят пробовать, и людей, которые живут как в тюрьме.
А если мы машем рукой и говорим, ничего не поделаешь, пусть будет так, то школе незачем этого учителя менять. Сигнала нет – система продолжает работать. Поэтому родительская позиция должна быть активной. Только так мы сможем сделать лучшую школу в настоящем, а не жить надеждами на изменения в будущем.