«Кого просить о помощи?» Как люди с инвалидностью ходят в музеи, галереи и кино

Стресс от похода в культурные учреждения у людей с инвалидностью начинается еще на этапе поиска информации на сайте. Что должны знать музеи и кинотеатры о доступной среде и – шире – о настоящей инклюзии? Рассказывают члены Совета по доступности Политехнического музея – обычные люди с инвалидностью.
«Кого просить о помощи?» Как люди с инвалидностью ходят в музеи, галереи и кино

Антонина Стейнберг, член Совета по доступности Политеха, девушка с аутизмом

Я сталкиваюсь со сложностями, когда хожу в кино или в музей в Москве: их иногда сложно найти, внутри зданий не хватает навигации, часто возникают трудности со входом в здание: писк рамок, непонятные указания охраны, закрытые входы и отсутствие информации о том, как зайти с другого входа. Часто сотрудники дают длинные инструкции, нечеткие ответы на вопросы и вести коммуникацию с ними сложно. К тому же в местах скопления людей высокий уровень шума, а места, где можно переждать или отдохнуть, нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не могу сказать, что у меня был опыт идеального посещения музея, но замечу, что хорошее пространство у Государственной Третьяковской галереи, в «Царицыне», в здании галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ГМИИ им. А.С. Пушкина), в музеях «Огни Москвы» и «Гараж». Что касается кинотеатров, то, к сожалению, приятного опыта у меня не было. Большинство кинотеатров находятся в торговых центрах, где очень шумно. А вот среди театров я бы выделила довольно комфортное помещение театра Сатиры и Дома Музыки.

Сейчас я вхожу в Совет по доступности Политехнического музея – нас 12 человек, мы обсуждаем, выносим предложения, как улучшить здание Политехнического музея, как сделать опыт посещения музея приятным для всех. Я верю, что комфортно посещать музей человек с инвалидностью или с особенностями развития может, особенно если в музее уделено внимание доступной среде, регулярно проводятся тренинги персонала. Важно, чтобы общество двигалось к принятию людей с ментальными особенностями, признавало их ценными личностями. Если произойдет одна большая перемена, то сразу случится и множество маленьких.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я, участвуя в совете, предлагаю активнее информировать общество об особенностях людей, работать над каждым пространством отдельно – ведь нет мест, одинаково удобных для всех. Я думаю, что голос людей с особенностями развития особенно важен. Нельзя его игнорировать.

Фото: пресс-служба Политехнического музея
Фото: пресс-служба Политехнического музея
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наталья Кафтанова, живет в ПНИ

Я живу в ПНИ (психоневрологический интернат), помню, я один раз два года ничего не посещала, а потом мы пошли в зоопарк. Это был май 2016 года. Я так радовалась всему вокруг: тогда у меня еще не было самостоятельных выходов в город.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я стараюсь ходить в музеи, галереи, кино, поддерживаю свой культурный уровень, слежу за новостями, читаю книги. Но не всем так повезло. Представьте, какое это счастье для людей, которые живут в интернатах, сходить куда-то.... В интернате есть дееспособные люди, они признаны медиками таковыми, и они могут по решению врачей выходить в город, пойти в кино, цирк или куда-то еще. Есть те, кого забирают родственники в домашний отпуск, и они могут куда-то сходить на выходных.

Но большинство живущих в ПНИ не может выйти никуда, если интернат не организует специальные экскурсии.

Каждая поездка куда-то – это праздник, очень запоминающийся день. Ведь проживают в интернатах, например, люди с диагнозом умственная отсталость, они не смогут самостоятельно сориентироваться в здании музея. И это самый важный момент – продолжать развивать договоренности, когда музеи организуют экскурсии, приглашают группы инвалидов и сопровождающих. Для людей это возможность выйти куда-то, да просто впервые за долгое время одеться красиво, что-то увидеть, побыть в городе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне кажется хорошей идеей предоставить возможность показать себя проживающим в ПНИ. Люди с инвалидностью могут попробовать свои силы в искусстве, они могут рисовать или лепить, могут творить! А это могло бы стать интересной выставкой.

Фото: пресс-служба Политехнического музея
Фото: пресс-служба Политехнического музея
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Елена Леонтьева, передвигается на инвалидной коляске

Я часто посещаю театры, а галереи и музеи – достаточно редко. Я живу в Екатеринбурге, и здесь музеи, как и во многих городах России, расположены в старых исторических зданиях, памятниках архитектуры – это усложняет организацию доступной среды. Часто приходится прибегать к помощи сотрудников, чтобы коляску подняли, но если тебя таскают по лестнице люди, то всегда есть риск, что коляску могут уронить, поэтому в подобные места я иду, только если проходят действительно уникальные выставки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, посещая музей люди на инвалидных колясках сталкиваются с разными сложностями. Во-первых, часто неясно, что человек с инвалидностью может прийти бесплатно или со скидкой. На многих сайтах сложно отыскать список льгот, а это важно – делать на сайте раздел «Доступная среда». Я председатель Екатеринбургской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение», и мы всегда обращаем внимание на эту проблему – нам важно знать, какие условия в музее созданы, чтобы можно было позвонить и договориться о посещении.

Во-вторых, обычно я приезжаю одна и мне нужно выгрузить коляску, и это невозможно сделать без чьей-то помощи. Куда звонить, кого просить о помощи? Здорово, когда есть кнопка или указан телефон сотрудника, который может тебе помочь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В-третьих, конечно, важно чтобы обслуживающий персонал умел работать с разными формами инвалидности. Иногда общение персонала так же важно, как и доступная среда.

Важная проблема, которая есть сегодня – учреждения часто закупают автономные подъемники и формально выполняют требования по обеспечению доступной среды. Но колясочники категорически отказываются ими пользоваться, потому что это очень травмоопасные устройства. Получается, что во многих местах подъемники есть, но ты просишь, как раньше, перенести тебя на руках.

С какими сложностями я еще сталкивалась? Например, для колясочников предусмотрено место в театре, тебя ставят в определенное место, но с него ничего не видно: либо колонки стоят, либо экран, а когда просишь переместиться к проходу, говорят, что по правилам пожарной безопасности я должна стоять ближе всех к выходу и занять другое место не могу. Приходится привыкать, что места для инвалидов самые невыгодные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также я считаю, что важно продумать систему, как замотивировать людей прийти на выставку или спектакль, чтобы люди с инвалидностью или с особенностями развития относились к посещению кино, театров, музеев как жизненной практике. Когда мы проводили праздник для инвалидов-колясочников «Свободное движение», то целый день посещали доступные театры и кино – оказалось, таких в Екатеринбурге много. Люди на колясках поняли, как здорово смотреть кино на большом экране. Теперь для них это стало обычной практикой, но сначала их нужно было убедить выйти из дома, куда-то сходить.

Я редко запоминаю, если ко мне где-то плохо отнеслись, помню только хорошее отношение. Мне очень нравится в Театре Юного Зрителя. Я как общественный деятель работала с этим театром – я исследовала доступность их здания, готовность принимать разных посетителей. После нашего сотрудничества, сотрудники театра сделали парковочные места для инвалидов, разместили телефон, куда звонить, если нужна помощь, все сотрудники знают, как себя вести, чем помочь. В таких местах хочется бывать чаще.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: пресс-служба Политехнического музея
Фото: пресс-служба Политехнического музея

Вера Шенгелия, заместитель директора Политехнического музея по работе с посетителями

«В июне запустился второй сезон нашей программы "Разные люди – новый музей". В рамках лекций, дискуссий и воркшопов мы хотим ответить на вопрос – какой может быть инклюзия в современном музее науки? Инклюзия в сфере культуры активно развивается, но это по большей части происходит в музеях, связанных с искусством. Политех – научный музей, и сейчас нам действительно важно понять, как включить в разговор о науке людей с самым разным опытом – разной формой инвалидности, мигрантским опытом, детей, подростков. У науки в общественном сознании есть такой немного элитарный образ, кажется, что говорить о ней и включаться в ее процессы могут только люди со специальным высшим образованием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мы хотим вместе с учеными, исследователями и людьми с инвалидностью искать действительно инклюзивный язык.
Вера Шенгелия. Фото: пресс-служба Политехнического музея
Вера Шенгелия. Фото: пресс-служба Политехнического музея

К открытию нового здания Политеха продолжает работать наш Совет по доступности – это рабочая группа, состоящая из людей с разной формой инвалидности, эксперты по доступной среде, которые участвуют в разработке музейных сервисов и помогают нам сделать обновленный музей действительно доступным. Для нас очень важно это сотрудничество – без живых опытов, советов и идей, без реального включения людей с инвалидностью в рабочий процесс невозможно создать доступную среду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совсем недавно мы выпустили наше исследование «Руками не трогать», мы расспросили семьи, в которых есть дети и подростки с разной формой инвалидности, о том, как они чувствуют себя при посещении культурных институций, а также поговорили со взрослыми людьми с инвалидностью. Более 60% участников опроса говорят о том, что испытывают отрицательные эмоции при посещении учреждений культуры. При этом посетители с инвалидностью и родители детей с особенностями развития испытывают тревогу на всех этапах — начиная с планирования посещения музея или другого учреждения и на каждом последующем шаге.

Вместе с участниками нашего Совета по доступности мы будем стремиться к созданию максимально комфортного и принимающего пространства, нам бы хотелось, чтобы перед посещением Политеха самые разные посетители чувствовали себя не тревожно, а во всех смыслах безопасно.

Узнать расписание программы «Разные люди – новый музей» и присоединиться к трансляциям можно по ссылке.