Цифровизация: помочь найти путь

Задача, которая сегодня стоит перед многими школами, – цифровизация. Что это значит буквально? Не грозит ли это переходом на полное онлайн-обучение? Что будет с фигурой учителя? А главное – какой выбор это даёт ученику и почему это важно? Отвечают наши эксперты Елена Казакова, Пётр Положевец и Александр Асмолов.
Цифровизация: помочь найти путь
Иллюстрация: Ольга Халецкая

Учитывать особенности

Жизнь современного ребёнка насыщена технологиями, но и без них подготовится к будущему – нельзя. Большинство детей уже пользуются гаджетами, смотрят видеоконтент, используют дополненную реальность. И все это им (да и их родителям) очень нравится. У части родителей есть опасение, что цифровые платформы вытеснят живого учителя из школы. Но это опасения надуманные. Стать личностью можно только в социуме, и в этом смысле ничто не заменит реальный класс, реальное общение, реальных учителей. Онлайн-контент – всего лишь инструмент, который учителю помогает.

Цифра делает донесение содержания образования более ярким, она дополняет текст визуальными материалами, тренажерами, играми.

Но не только это. Цифра может решить сложную задачу – помочь ребенку выработать свой стиль обучения. Все мы разные, у нас разный темп восприятия, разный тип памяти и воображения, и учиться эффективнее, если мы делаем это с учетом наших индивидуальных особенностей. Про это говорили еще великие педагоги Коменский, Ушинский и другие. На помощь приходит искусственный интеллект, образовательные платформы, которые помогают обучение индивидуализировать.

Например, визуалам чаще будут предлагаться такие типы заданий. Аудиалам – задания в звуковой форме. Когда мы одно и то же содержание можем изложить в разных формах, то у каждого ребенка будет выбор и каждый найдет что-то свое.

Что такое цифровизация

Сегодня можно услышать, что критика школы как оторванного от жизни и неэффективного института создается и поддерживается «сверху» специально – как подготовка людей к отказу государства от обязательств по обеспечению бесплатного и всеохватного школьного образования. Те же опасения от родителей можно услышать, когда речь заходит о цифровизации. Мол, перейдем на онлайн-обучение – и прощай, школа.

Что я могу сказать: такие домыслы возникают только от нехватки информации, от непонимания требований самой жизни. В ближайшее время государство точно не собирается отказываться от обязательств в отношении образования, и тому есть подтверждения и на уровне правительства, и на уровне президента. Другое дело, что гибридное образование – сочетание традиционных и новых способов организации образовательного процесса – да, оно будет развиваться.

По сути, у цифровизации две стороны.

Первая касается создания цифровой образовательной среды: технического оснащения школ, обеспечения детей хорошими компьютерами, нормальным интернетом. Создание цифровой среды позволит выровнять стартовые возможности детей независимо от того, где они живут, из какой они семьи.

Вторая сторона цифровизации – это развитие конкурирующих между собой онлайн-платформ, с помощью которых ученику предлагаются разные формы обретения знаний, которые помогают ему учиться с большим интересом и мотивацией, а учителю дают возможность видеть, какие предметные дефициты есть конкретно у этого ученика, как их закрывать. Примером такой платформы может быть «СберКласс», которую начинал создавать три года назад наш фонд в рамках программы «Школьная цифровая платформа персонализированного компетентностного обучения».

Что мы попробовали сделать на этой платформе?

Ученик на «СберКлассе» сам формулирует свои образовательные и личностные цели, способы их достижения, задачи, которые он должен решить, чтобы подтвердить освоение того или иного модуля. Содержание образования построено на «СберКлассе» так, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его. Два этих фактора вместе – интерес и увлеченность – порождают вовлечение ребенка в освоение новых знаний, формирование гибких навыков. Например, ученик сам решает, на задачах какого типа отрабатывать ему ту или иную тему.

Одна задача может быть текстовая, вторая – игровая, третья может быть связана с видео. Тип задач разный, но вес их одинаков. Анализ того, какие задачи чаще всего выбирает ребенок и какие ошибки он совершает при их решении, позволяет учителю выстроить для ученика реально работающий индивидуальный образовательный маршрут.

Во все задачи – будь то математика, физика и так далее, – зашиты элементы, которые формируют когнитивные, социальные и эмоциональные навыки, такие актуальные сегодня. Навыки, которые помогают понимать себя, взаимодействовать с другими, системно мыслить, и без которых человеку не выжить во все усложняющемся мире неопределенности.

Что это за умения, без которых уже не обойдутся наши дети и внуки?

Умение приспосабливаться к переменам. Умение постоянно учиться, обновлять самого себя. И третье умение – стрессоустойчивость, умение сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях, которые все чаще будут возникать.

Мне очень нравится образ Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Наступило время решения задач типа "пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что". И люди, которые будут справляться с этими задачами, будут востребованными, будут счастливыми.

Исследования показывают, что чем больше у ребенка выбора, особенно в том, что касается его образования, тем выше его чувство субъективного благополучия, тем более счастливым он себя чувствует. Может быть, задача всех нас – сделать так, чтобы у ребенка был выбор – на разных уровнях. В том числе выбор заданий, выбор форм участия в различной образовательной деятельности, выбор предметов. И как раз цифровые платформы смогут помочь в этом – они действительно дают больше выбора».

Педагогика выбора, разнообразия и «бесподобия» – почему именно она?

Есть замечательная строка из песни Александра Галича: «Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы, не бойтесь мора и глада, а бойтесь единственно только того, кто скажет: "Я знаю, как надо".

Самые опасные родители для детей – те, которые хотят, чтобы ребенок прожил не свою жизнь, а их жизнь. Те, кто считает, что контроль над ребенком правит миром и что у них есть ответы на все вопросы. И я счастлив, когда встречаюсь с родителями, которые понимают, что в этом мире неопределенности необходимо главное – найти, выражаясь высокопарным шекспировским слогом, распавшуюся связь времен, распавшуюся прежде всего между нами и нашими детьми.

Ключевая задача родителей, как и ключевая задача образования сегодня, – это не трансляция знаний, не попытка передать мешок своего прошлого опыта и взвалить его на плечи ребенка, думая, что мы были единственными владельцами, которые знали как надо во всех ситуациях. Главная задача – что задача поиска понимания с собственными детьми и видения в своих детях совершенно иных людей.

Я всегда говорю, что существует как бы две педагогики. Одна «педагогика подобия» и другая – «педагогика бесподобия».

Конечно, и вы, и я хотим, чтобы дети наши были по нашему образу и подобию, конечно, и вы, и я хотим, чтобы они были во многом похожи на нас, и это нормально, мы передаем им тот набор ценностей, который для нас был значим. Но вопрос только – как мы его передаем? Когда вдруг вы видите, что ваш ребенок сделал что-то удивительное, нежное, прекрасное – вы не говорите «подобный» ребенок, вы говорите – бесподобный.

Поэтому и для учителей, и для родителей путеводной звездой должна быть «педагогика бесподобия». Когда они видят в детях то разнообразие, которого они сами не знают и которого не знают еще их дети, но которому надо дать расцвести, надо дать расцвести этой сложности, дать расцвести жизненному пути. А что такое жизненный путь – это история отклоненных альтернатив, дорог, на которых мы много кем хотели стать – но не стали.

В сегодняшнем мире ключевые вызовы – это вызов сложности, вызов неопределенности и вызов разнообразия, мы вместе с детьми проходим эти испытания, и на этом пути они каждый раз проверяют нас на толерантность – насколько вы готовы принять то, что он ищет свои пути развития. Насколько вы готовы принять, что ребенок спросит: «А зачем мне Толстой? А зачем любить Достоевского – потому что ты его, мама, любила?» Но это не аргумент – наверное, есть что-то другое.

Главный талант родителя – идентифицироваться с собственным ребенком, а не только талант ребенка найти в родителе модели, которым он начинает подражать.

Мой ребенок однажды в возрасте пяти лет (я это помню всю жизнь), когда мы переходили дорогу, сказал: «Папа, дай мне руку, а то я за тебя беспокоюсь, ты опять погрузился весь в свою психологию». Я протянул ему руку и почувствовал, что возникло главное – ответственность у моего ребенка за меня и понимание того, что я для моего ребенка – значимый другой. И если нам удастся это сделать, стать для ребенка не просто родителем, а стать значимым другим – поверьте, не нужно будет никогда заниматься воспитанием, а нужно будет заниматься более сложным делом, искусством совместной жизни непохожих людей».

Что такое жизненный путь – это история отклоненных альтернатив, дорог, на которых мы много кем хотели стать – но не стали.

логотип фонда «Взгляд в будущее»
Фонд «Взгляд в будущее»

*На правах рекламы

​​

21 сентября в продажу вышел новый номер «Нового очага». Какая школа нам нужна сегодня? 12 главных российских спикеров в сфере образования (учителя, директора, психологи и другие эксперты), а также ученики разных московских школ и специальный гость, героиня обложки певица Лиза Монеточка, отвечают на вопросы: какой должна быть школа сегодня, чтобы в ней хотелось учиться, чтобы в ней хотелось работать, чтобы она вообще имела смысл? Может ли быть школа без насилия? А дополнительное образование — без криков, боли, тычков унижений? Должен ли родитель вести ребенка сквозь школу и вмешиваться в образовательный процесс? Нужны ли детям по-прежнему Толстой и Достоевский? А что насчет гаджетов и игр? А что насчет очень разных по уровню школ? Кем будут наши дети? Будут ли они вообще кем-нибудь, если не сдадут ОГЭ?

Эти и другие вопросы — и не очень очевидные ответы на них. Читайте, номер уже в продаже! И мы очень гордимся откровенным интервью Лизы Монеточки о школе. Лиза и правда крутая.

Обложки Нового очага ноябрь 2021 коллаж