Без Толстого никуда? Екатерина Шульман о школе и интеллектуальном кризисе
Четыре функции школы
Как стара эта претензия – и к молодежи, которая чего-то важного не знает, и к школьной программе, которая учит «ненужному», а нечто нужное игнорирует. Наивно полагать, что ребенок в школе обретет сумму знаний, которая ему непременно пригодится в жизни.
Наделение ребенка навыками учебной деятельности как таковой – первая функция школы. Важен процесс постижения нового, закрепления знания, построения на его основе самостоятельных выводов. Важны навыки сбора информации, приоритизации, анализа и синтеза. Эти операции можно производить на любом материале.
Социализация – вторая функция школы. Ребенок учится общаться с младшими, старшими и сверстниками, сравнивать себя с другими, подчиняться и возражать, переживать достижение и неудачу, выполнять должное, работать самостоятельно и совместно, находиться среди людей, которые к нему доброжелательны, но не являются его родными, – он для них не главное в жизни.
Третья функция – политическая. Государство с помощью школы производит лояльных граждан. Посредством обязательного образовательного стандарта оно учит их, что такое хорошо и что такое плохо, что обязательно надо знать, а что – факультативно. Это важно для обеспечения гражданского мира. У людей должно быть общее культурное пространство, в котором они будут узнавать друг друга. Поэтому должны быть имена, известные всем, должны быть факты, даты и фразы, которые знает каждый. Потом этим людям будет проще друг с другом в транспорте, в цеху, в музее, на избирательном участке, «в заботах жизни, царской службы, и на пирах разгульной дружбы, и в сладких таинствах любви». Где бы они друг с другом ни встретились, у них будет базово общий язык.
В защиту Толстого
Школа – институт по своей природе консервативный. Она передает новым поколениям опыт поколений предыдущих. Она изготавливает социально-приемлемую болванку гражданина, на которой потом может нарасти много всяких индивидуальных цветочков и веточек. По этой причине в списке литературы должны быть те, кто был известен дедам и отцам и будет известен детям и внукам.
У древней проблемы несоответствия изучаемых в школе литературных текстов и возможностей школьников их воспринимать существует напрашивающееся решение: оставить тех же авторов, но внести в программу другие произведения. Например, заменить для девятиклассника «Войну и мир» на «Детство», «Отрочество» и «Юность»: это вещи более понятные, близкие опыту подростка и с меньшей вероятностью отвратят юного читателя от Толстого навеки.
Если ребенку про «Войну и мир» не рассказать в 9-м классе, велик шанс, что он больше никогда о ней не услышит. Среднестатистический человек, выйдя из школы, лишается возможности тратить время на, говоря чеховскими словами, «несъедобное»: его поглощают заботы выживания, неотменяемые обязанности бытия. Если не рассказать про Наташу Ростову тогда, когда он, может быть, слишком молод, чтобы это воспринять, то он о ней никогда не услышит и не перечтет эту книгу. И в этом случае «убрать» может означать «похоронить»: изгнание из общенационального канона означает на практике изъятие из культурного багажа всех, кроме привилегированных слоев.
Интеллектуальный кризис
Есть всеобщее страдание на тему, что дети вообще перестали читать, книги их не интересуют. Вопрос в том, что мы понимаем под чтением. В нашем сознании есть иерархия, в которой верхнее место занимает книга, ниже – статья, например, в Википедии, колонка в интернет-СМИ или пост блогера. И то, и другое, и третье – тексты, требующие чтения, но престижным интеллектуальным потреблением является не абы какое чтение, а чтение социально-одобряемых текстов. Если наше дитя читает их, мы с гордостью расскажем об этом окружающим, а вот о том, что оно прочло все посты в сетевом сообществе, – вряд ли.
Но давайте вспомним, что еще 150–200 лет назад чтение романов считалось чем-то суетным и вообще морально опасным, особенно для женщин. Нужно было читать не романы, а серьезную нравоучительную литературу или книги, имеющие практический смысл, например, по домоводству, а мужчинам – по истории или философии.
До этого читали преимущественно вслух: учитель – ученикам, глава семьи – домочадцам. Ученики учили уроки вслух! Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает, как он первый раз увидел человека, читающего свиток «про себя»: ему это показалось ужасным эгоизмом. Позже книги стали более доступны и люди начали массово читать молча.
Посмотрите, что происходит сейчас. Люди слушают аудиокниги и общаются аудиосообщениями. Возможно, письменная культура пережила свой золотой век, и мы снова входим в век устной речи? Может, культура буковок уступает место культуре звуков, и современные дети – те, кто попадет на перелом этой эпохи. Люди, которые говорят и слушают, а не читают и пишут, не кажутся нам грамотными. Но, возможно, в новом веке само понятие грамотности будет иным.
Когда вы переживаете, что дети втыкают в телефон, подумайте, что они в этих телефонах делают? Читают и пишут, слушают и переговариваются. Это коммуникация, это создание сообщений и восприятие сообщений других людей. Может, если ребенок не читает книжку, то он может эту книжку послушать. Старое доброе искусство чтения вслух удивительным образом вернулось: сегодня даже авторов, публикующих книгу, заставляют начитывать
своё произведение, потому что одновременно с бумажной книгой выходит и аудиокнига. Это очень любопытно.
Как преподаватель я высоко ценю нашу учащуюся молодежь (хотя понимаю, что мои учащиеся – выборка нерепрезентативная). За их несколько пугающим незнанием того, что, нам кажется, должны знать все, виден развитый навык работы с информацией. Они фантастически обучаемы. Видны, правда, сложности с русским языком: неряшливое словоупотребление, бедный вокабуляр, ошибки в согласовании членов предложения.
Поэтому я ввела бы в школьную программу и программу первых курсов вузов больше диктантов и изложений. Последнее – вообще недооцененное искусство: не придумать что-то своё, а изложить, что хотел сказать автор, отличить мнение от факта, главное – от второстепенного, обобщить, сделать вывод – это очень непросто.
Но помимо этих мелких придирок – никаких претензий к молодежи. Одно сплошное восхищение.