Артём Соловейчик: школа, где учитель может быть самим собой
Ещё, ещё и ещё
Я часто слышу фразу: «Учителя не хотят развиваться, вкладываться в обучение, не уделяют достаточно времени общению с детьми». Прошлой осенью Объединенное движение родителей и учителей России «Школа – наше дело» провело онлайн-исследование, в котором приняли участие больше 9 000 учителей, и выяснилось, что только 5% учителей в стране работают сегодня на одну ставку. А это уже не такая маленькая нагрузка – 36 часов работы в неделю, из которых 18 часов – у доски, а остальное – проверка заданий, подготовка к урокам, классное руководство, отчетность.
На полторы ставки, когда учебных 25 часов (а это уже много по всем даже зарубежным стандартам), – 65% учителей. И 30% работают на 2 ставки с двойной нагрузкой! Почему так получилось? В мае 2012 года Владимир Путин подписал указ, по которому зарплата учителей должна была равняться средней по региону. Идея вроде как хорошая, но он не указал, за какой конкретно объем работы. Поэтому вместо того, чтобы повысить заработную плату учителей на одну ставку, их вынуждали брать по 1,5–2 ставки.
А по-другому им не дают, иначе портится статистика школы – средняя зарплата по региону получается ниже, не выполняется указ президента. Поэтому, когда говорят, что у учителя должно быть время на подумать, на почитать книги, на выдохнуть, что он мало уделяет времени на то, чтобы по-новому взглянуть на свою новую работу, на рефлексию, не следит за тем, что происходит на конференциях, не читает научные статьи, – это всё нечестные разговоры, потому что система образования сегодня загнала педагогов в ситуацию, когда на все это у них нет ни сил, ни времени, поэтому им приходится действовать по накатанной – и преподавание становится автоматическим.
Что-то для облегчения работы учителей делается. Например, в декабре Министерство образования сократило количество документационной нагрузки, но муниципалитет все равно постоянно собирает какие-то данные и требует их у школ. Директор дает под козырек, а учителя понимают, что задание выполнять они не обязаны, но это необходимо сделать, потому что все в одной связке – нужно попасть в рейтинг, получить какие-то дотации для школы, быть на хорошем счету. А к 2024 году по проекту «Национальное образование» мы должны попасть в 10 ведущих стран мира по качеству образования.
А это значит, что на педагогов опять же ляжет дополнительная нагрузка. К международным исследованиям тоже нужно готовиться. А при такой насыщенности учебной программы, как сейчас, это можно делать только в ущерб каким-то другим формам работы. Качество образования вырастет на порядок, если у учителей появится свобода для саморазвития, роста. Не для формального повышения квалификации, а содержательного – а оно требует большего времени, внимания, сил, головы, свободной от мыслей «у меня завтра 5–6 уроков и как мне найти время к ним подготовиться».
Учителя лишили свободы преподавания
Учитель сегодня не может сам выбрать программу преподавания. Его заставляют работать по учебникам, которые выбирает школа по федеральному перечню учебной литературы, и мнение педагогов в этом вопросе не всегда учитывается. Формально возможность выбора есть, но фактически учителя вынуждены работать с пособиями, которые им навязываются. В 1990-е было 20 издательств учебной литературы, которые как-то креативили, искали, говорили с учителями, держали с ними контакт, давали учителю возможность быть царем горы.
Тогда рождались новые педагогики, авторские подходы, наш издательский дом «Первое сентября» работал с учителем, как с авторами. По факту сегодня осталось одно издательство-монополист. На моих глазах учителей лишали тех учебников, к которым они привыкли, хотели бы работать, заставляли вводить линейки определенных учебников, таким образом формализовали отношения учителя с содержанием образования. В целом учителя стали подчиненными.
Кто-то может сказать – они же и так подчиненные! Нет! Творческий человек не подчиненный, он сотрудничает, он существует в своем пространстве, чтобы научить детей быть авторами своей жизни. Это главная миссия учителя. А для этого нужно быть автором того, что ты делаешь. Все эти разговоры про индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка – это мечта. Для этого в первую очередь должен быть индивидуальный образовательный маршрут и учителя!
Учитель не может быть самим собой. Он не может говорить так, как он думает, он не может обсуждать вопросы, которые кажутся ему важными для детей. Общая несвобода пониманий, сознаний, которые существуют в стране, легла на школу очень тяжелым бременем. Учителям приходится держать при себе свои мысли. Ученик спрашивает – отвечаешь обтекаемо. А дети чувствуют фальшь – их не обманешь. Особенно современных подростков. С ними не поиграешь в псевдопатриотизм, они задают вопросы и хотят услышать честные ответы, иначе они не доверяют учителю.
Учителям сегодня все сложнее мотивировать детей. Мир настолько меняется, что возникает вопрос: а чему сейчас учиться? А что конкретно будет востребовано? И в этом смысле мы боимся настоящего диалога с ребенком, мы от него уходим. Идея, что учиться для чего-то, например, чтобы получить оценку, неадекватна действительности. Нужны новые, не шаблонные инструменты, пользоваться которыми не всем дают.
Удобные директора — удобные учителя
Хорошо, если у школы сильный директор, который может поддержать в учебном заведении атмосферу, в которой можно быть свободным педагогом. Но таких директоров немного. Потому что с недавних пор директор школы перестал быть буфером между государством и школой, а превратился в чистого проводника пожеланий администрации. Управляемость стала главной задачей всей системы образования, а не образование само по себе.
И, если он не будет выполнять то, что приходит сверху, ему грозит увольнение. Потому что в нашей стране с подачи бизнесменов был принят закон, который разрешил учредителю уволить без объяснения причин наемного менеджера, руководителя компании (Ст. 278 Трудового кодекса РФ. – Прим. Ред.). Автоматически это распространилось и на школу. И это его невольничье положение распространяется и на состояние учителей.
И это к системе тоже относится. Если она не умеет управлять школами, рухнет образование в стране, но, если она умеет только управлять, школа перестает быть школой, а становится чем-то другим. Мы забываем, что начальной точкой образования – школьного, семейного, государственного, какого угодно – является то, что все люди разные. И эта аксиома, которая должна стоять в начале любого решения! Но она не лежит в начале решения у нас, это противоречит образовательной системе, к которой мы привыкли, ей чужд индивидуальный подход. У нас по-прежнему желание всех под одну гребенку.
Родители могут всё!
Педагогу необходима поддержка от всех, с кем он взаимодействует во время учебного процесса – от администрации, директора школы, коллег, но особенно от родителей и учителей. В этой символической «звездочке» они самые важные. Отношение к школе, к обучению, к преподавателю – это всё в руках родителей. Как о педагоге говорят дома, так его и видят дети.
Помню, как в детстве я пришел домой и рассказал маме, как мы всем классом издеваемся над нашей учительницей, как мы, ученики, ее поставили на место. Мама слушала и потом сказала: «Сынок, а давай завтра ты сделаешь по-другому». Она не ругалась, не говорила, что вы плохие, вы неправильно поступили, просто попросила поддержать учителя, не воевать против нее со всеми учениками. Я не помню, как я поступил на следующий день. Это и неважно. Но так устроен человек, что какие-то уроки он берет, даже если ничего не сделал, и он уже транслирует другие идеи.
Но, когда ты уже становишься взрослым, ты помнишь такие истории и со своими детьми говоришь по-другому. Родители могут помочь учителям, потому что у них огромные права в школе. Не вмешиваться в учебный процесс, но взаимодействовать, сотрудничать. Все большему количеству родителей сегодня не все равно, как дети проживают свои школьные годы. Для них сама форма жизни в школе более важна, чем результат.
Многие мамы и папы говорят: «А мне все равно, какой у моего ребенка будет результат ЕГЭ». И они идут не в ту школу, где гарантируют высокий балл, а в ту, где каждому ребенку комфортно, где есть возможности для индивидуального развития. И в руках родителей есть всё для того, чтобы школ с таким подходом и учителей, поддерживающих такую форму образования, стало как можно больше.