Удивительная история московского дома, который «пропал с жильцами вместе»
«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе...»
Мало какому строению удается стать героем известного произведения. А вот московскому зданию по адресу: улица Серафимовича, дом 5/6 повезло — именно про него знаменитая Агния Барто написала в 1938-м стихотворение «Дом переехал», в котором говорится про пионера Сему, вернувшегося из летнего лагеря «Артек» и обнаружившего пропажу своего жилья.
На создание стихов Барто вдохновила реальная история, случившаяся в конце тридцатых годов. Эта недавно возведенная пятиэтажка с четырьмя подъездами серьезно мешала строительству моста — Большого Каменного, но никто не хотел ее сносить. Поэтому инженеры совершили настоящий подвиг, не только передвинув на 150 метров строение весом около восьми тысяч тонн, но и предварительно подняв его почти на два метра в высоту.
Более того, при «переезде» обитатели дома-путешественника продолжали вести привычную жизнь. Вот что написали про это в «Известиях» 27 сентября 1937 года: «В передвигаемом доме жизнь идет вполне нормально. Действуют телефон, водопровод, электричество, газ». Это оказалось возможным благодаря временной системе коммуникаций и специальным гибким кабелям, которые заблаговременно подключили к зданию.
В фундамент дома, как рассказывают его обитатели-старожилы, до сих пор вмурованы те самые вагонетки, на которых его перемещали на новое место. Двигали строение непрерывно в течение нескольких недель, очень плавно и медленно. Не было никаких раскачиваний, дребезжания оконных стекол, вибрации или трещин в стенах, поэтому жильцы воспринимали происходящее вполне спокойно. Тем более что у них не возникало никаких проблем с электричеством, водой и канализацией.
Как это происходило?
Хотя прославилась именно пятиэтажка на улице Серафимовича, кроме нее строители тридцатых успели переместить еще более двух десятков зданий. Действовали они по одному и тому же принципу: сперва проводили долгие подготовительные работы, занимавшие до шести месяцев, а уже потом «двигали» само строение.
В большинстве случаев переезды происходили так: вокруг дома выкапывали траншею на глубину подвала, после чего по периметру несущих стен устанавливали своего рода раму из металлических балок, которая должна была защищать здание от разрушения. Затем, подставив мощные домкраты, железными тросами отделяли строение от фундамента и ставили на специальные катки, которые двигались по заранее уложенным перед домом рельсам. Буксировали его с помощью лебедок и домкратов: первые — дом толкали, вторые — тянули.
Благодаря такому подходу удалось не только расширить центральные московские улицы, но и сохранить исторические здания.
Кстати, в 1938 году режиссер Александр Медведкин снял о сталинской реконструкции столицы фильм под названием «Новая Москва». В нем среди прочего он ярко обыграл и ту самую знаменитую передвижку домов.