Удивительная история московского дома, который «пропал с жильцами вместе»

Советские инженеры 1930-х годов проявляли такие чудеса изобретательности, на какие современные вряд ли способны. Например, они неоднократно переносили с места на место многотонные здания — прямо вместе с жильцами. При этом в домах даже не отключали свет, газ и воду.
Удивительная история московского дома, который «пропал с жильцами вместе»
Public Domain

«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе...»

Мало какому строению удается стать героем известного произведения. А вот московскому зданию по адресу: улица Серафимовича, дом 5/6 повезло — именно про него знаменитая Агния Барто написала в 1938-м стихотворение «Дом переехал», в котором говорится про пионера Сему, вернувшегося из летнего лагеря «Артек» и обнаружившего пропажу своего жилья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тот самый дом на улице Серафимовича: так он выглядел в 1930-х годах во время «переезда».
Тот самый дом на улице Серафимовича: так он выглядел в 1930-х годах во время «переезда».
Public Domain

На создание стихов Барто вдохновила реальная история, случившаяся в конце тридцатых годов. Эта недавно возведенная пятиэтажка с четырьмя подъездами серьезно мешала строительству моста — Большого Каменного, но никто не хотел ее сносить. Поэтому инженеры совершили настоящий подвиг, не только передвинув на 150 метров строение весом около восьми тысяч тонн, но и предварительно подняв его почти на два метра в высоту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, при «переезде» обитатели дома-путешественника продолжали вести привычную жизнь. Вот что написали про это в «Известиях» 27 сентября 1937 года: «В передвигаемом доме жизнь идет вполне нормально. Действуют телефон, водопровод, электричество, газ». Это оказалось возможным благодаря временной системе коммуникаций и специальным гибким кабелям, которые заблаговременно подключили к зданию.

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предусматривал, в том числе, и расширение магистральных улиц за счёт сноса некоторых зданий. Тем не менее, многие дома решено было не сносить, а сдвинуть вглубь жилого массива. В 1936 году в Москве создали специальную контору со специалистами из метростроя, которая занималась перемещением домов. В общей сложности до начала 1940-х в столице было передвинуто 23 каменных сооружения.
Так этот дом на улице Серафимовича выглядит в наши дни.
Так этот дом на улице Серафимовича выглядит в наши дни.
Кадр: MoscowWalks/youtube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В фундамент дома, как рассказывают его обитатели-старожилы, до сих пор вмурованы те самые вагонетки, на которых его перемещали на новое место. Двигали строение непрерывно в течение нескольких недель, очень плавно и медленно. Не было никаких раскачиваний, дребезжания оконных стекол, вибрации или трещин в стенах, поэтому жильцы воспринимали происходящее вполне спокойно. Тем более что у них не возникало никаких проблем с электричеством, водой и канализацией.

Как это происходило?

Public Domain
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя прославилась именно пятиэтажка на улице Серафимовича, кроме нее строители тридцатых успели переместить еще более двух десятков зданий. Действовали они по одному и тому же принципу: сперва проводили долгие подготовительные работы, занимавшие до шести месяцев, а уже потом «двигали» само строение.

В большинстве случаев переезды происходили так: вокруг дома выкапывали траншею на глубину подвала, после чего по периметру несущих стен устанавливали своего рода раму из металлических балок, которая должна была защищать здание от разрушения. Затем, подставив мощные домкраты, железными тросами отделяли строение от фундамента и ставили на специальные катки, которые двигались по заранее уложенным перед домом рельсам. Буксировали его с помощью лебедок и домкратов: первые — дом толкали, вторые — тянули.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Благодаря такому подходу удалось не только расширить центральные московские улицы, но и сохранить исторические здания.

Кстати, в 1938 году режиссер Александр Медведкин снял о сталинской реконструкции столицы фильм под названием «Новая Москва». В нем среди прочего он ярко обыграл и ту самую знаменитую передвижку домов.

А вы слышали про подобные "дома-путешественники"?
Да
Нет