Туалет в Средневековье: как они делали это в пышных платьях и доспехах?
Устройство туалетов в Средние века
Если вам ещё со школы вспоминаются рассказы о зловонных улицах Лондона и Парижа, по которым фекалии буквально текли реками, тут в общем-то и добавить нечего — всё примерно так и было. Для простого люда туалет был везде, так что практически до 18-го столетия для горожан было нормой присесть по нужде, где только вздумается. Дома оправлялись в ночной горшок (вазу), содержимое которого запросто выливалось в окно на головы прохожих, так что шляпы с широкими полями и зонтики носили не только ради моды.
А что же люди благородные? Владельцы средневековых замков относились к вопросу удаления отходов с большей ответственностью, так как антисанитария при большом скоплении людей могла вылиться в серьёзную вспышку инфекции, которая, например, в условиях длительной осады могла стать причиной массовой смертности. В раннем Средневековье за территорией крепости (подальше от продуктов и жилых домов) копали ямы, куда свозили все потенциально опасные отходы. Позже, когда замки стали строить из камня, возникла необходимость в усовершенствовании системы — видимо, утомительно стало ходить с ночными горшками по лабиринтам огромных дворцов. Так появились «гардеробные».
Почему туалетную комнату называли «гардеробной»?
Первые внутренние туалеты в замках размещались в эркерах — небольших помещениях, выступающих за пределы стен. В деревянном настиле, заменяющем пол или сиденье, проделывали отверстия, через которые фекалии стекали по стене или проваливались в специально вырытую яму у стен замка. За выкапывание и опорожнение ям в городах, посёлках и замках отвечали гонг-фермеры (термин появился в Англии в эпоху Тюдоров). Отдельным дворцам в вопросах удаления отходов помогала природа — так, в Порчестерском замке «гардеробные» размещались прямо над морем, и прилив действовал как огромная естественная система смыва.
С появлением «гардеробных» поход в туалет стал более комфортным, если не считать сквозняка, обдувающего самые нежные части тела, и риска схватить стрелу в случае осады замка. Случалось, что особенно отчаянные использовали эти самые отверстия для внезапной атаки — так, в 1204 году крепкие духом и, видимо, узкие в плечах французские солдаты пробрались в замок Шато Гайар на нормандской границе именно таким образом.
Теперь к главному вопросу. Почему «гардеробные»? Всё потому, что кроме решения пищеварительных вопросов комнаты использовались в том числе и для хранения одежды. То есть присаживаться герцогу и герцогине приходилось в окружении разного рода платьев и камзолов, мантий и рубашек. Причин для этого было две: во-первых, благодаря вечному сквозняку одежду можно было хорошо проветрить, а во-вторых — избавить её от моли и насекомых-паразитов, которые, не выдерживая аммиачного смрада, сбегали. Ответственность за хозяйский гардероб ложилась на плечи младшего оруженосца. Начав с вывешивания одежды аристократа над туалетной дырой, он мог в итоге сделать неплохую карьеру.
«Длинный дом» Уиттингтона
Если крупные землевладельцы хоть как-то решали вопросы с удалением отходов на местах, в городах до 15-го века в этом направлении почти ничего не делалось в принципе — пока однажды мэр Лондона, серьезно обеспокоившись тем, что улицы столицы Англии вымощены не золотом, не предложил идею создания первого общественного туалета на 128 мест с раздельным размещением мужчин и женщин. Учреждение открылось 1 мая 1421 года на Уолбрук-стрит, где в те времена протекал ручей — как раз по нему все отходы и уносились на берега Темзы, где их дважды в день смывал прилив. «Длинный дом» дожил аж до Великого Лондонского пожара. После на месте сгоревшего здания было построено новое — оно функционировало до начала 20-го века.
Уиттингтон провел огромную работу, но вопросы с санитарией его «Длинный дом» в глобальном смысле не решил. Несмотря на то, что уже в 1449 году Томас Брайтфилд представил разработку первого смывного туалета, состоящего из каменного унитаза с бачком, в котором собиралась дождевая вода, и переливной трубы, воплотить идею не получалось до конца 16-го века. Да и тогда новинка не прижилась, так как не было еще в городах ни водопровода, ни канализации.
Проблемы с нехваткой удобств продолжались веками — даже в королевских резиденциях. В Версальском дворце, например, туалетных комнат по проекту было заложено слишком мало, и придворные оправлялись в коридорах и углах комнат. Визит английского короля Карла II и его двора заканчивался тем, что слугам приходилось неделями очищать от фекалий все укромные места в замке, включая камины, угольные склады и подвалы с продуктами. И как же дамам в их огромных платьях удавалось тихо и незаметно сходить в туалет?
Как дамы в громоздких платьях посещали «гардеробные»?
Эпоха Регенства: бурдалю
Мода 17-18 века быстро менялась. В эпоху рококо было принято носить пышные платья, под которыми скрывались от одной до восьми нижних юбок — для пышности декорированных воланами, для тепла — отделанных фланелью или шерстью. Чуть позже их заменили ещё более громоздкие каркасные платья-панье. Полностью одетая дама присесть на горшок не могла при всем желании — ни дома, ни тем более в общественном месте. Сходить в туалет она могла лишь стоя, используя переносной резервуар, получивший название в честь одного из священников-иезуитов Людовика XIV — Луи Бурдалю.
Легенда гласит, что проповедник был настолько красноречив, что прихожане не хотела пропускать ни одного его слова, так что проповедь не покидали ни на минуту. К тому же в церквях, как и в театрах, не было туалетов, так что решить интимный вопрос можно было разве что с помощью переносных средств.
Сосуд под названием бурдалю был спроектирован по форме женского тела. Один край его был приподнят, на другом располагалась ручка. При необходимости горничная подносила его хозяйке, и та могла пройти в укромный угол и аккуратно облегчиться, подняв юбки и слегка присев. Нижнего белья женщины той эпохи не носили, так что вопрос с туалетом можно было решить за несколько минут, где бы дама ни находилась. Бурдалю оказались настолько удобными и практичными, что женщины не отказывались от них и в 19-ом веке — даже, когда мода изменилась и юбки уменьшились в размерах.
Викторианская эпоха: кринолины
Женщины в середине викторианской эпохи тоже носили несколько слоев одежды. Для начала дама надевала длинную и свободную сорочку или рубашку. Далее — панталоны с разрезом в промежности (новый предмет, который утвердился в женском гардеробе с началом 19-го века). После этого следовали чулки, подвязки и обувь. Затем горничная помогала надеть корсет, который обеспечивал поддержку груди и делал талию необычайно тонкой. Шемизетка создавала впечатление, что под верхним платьем надета рубашка с воротом. На корсет повязывался чехол, чтобы каркас не просматривался через одежду. Леди привязывала к талии кринолин (или позже юбку-обруч), а сверху надевала нижнюю юбку, чтобы сгладить твёрдые элементы. Завершало образ верхнее платье.
Несмотря на такое изобилие слоев, ни один из них на самом деле не блокировал доступ к интимной зоне. И даже кринолин, который выглядел громоздко, на самом деле был податливым и легким. Викторианские женщины могли без труда сжать его, чтобы пройти в узкий дверной проем и спокойно поднять его, чтобы присесть на стул.
Когда дело доходило до туалета, у дамы было несколько вариантов. Чтобы пристроиться на ночной горшок, встроенный в ящик комода, леди нужно было задрать юбки и кринолин сзади. Пока она оправлялась, их могла придерживать горничная. В случае с туалетным стулом (с отверстием в сидении) дам спасала фронтальная посадка. Женщина просто приподнимала юбки и каркас спереди, присаживалась и занималась гигиеническими делами. Снимать ничего не требовалось, и при наличии сноровки дама вполне могла обойтись без посторонней помощи. Как это происходило, показала признанный эксперт по викторианской моде и автор канала Priorattire Изабелла Питчер:
А что же рыцари?
В народе бытует миф, что рыцари, упакованные в доспехи, просто не имели возможности быстро разоблачиться и в туалет ходили что по-маленькому, что по-большому прямо так, в собственные штаны. Нет, безусловно, исключения бывали (дизентерия, она вещь такая), но считать это практикой нельзя. В комплектах доспехах что в раннем, что в позднем Средневековье для личной гигиены рыцаря все было предусмотрено максимально. Так, до 18-го века европейские воины носили в основном кольчужную броню — эдакий разъединяющийся комбинезон, собранный из сотен крошечных металлических колец. Под него благородный сэр надевал специальные матерчатые чулки (они назывались шоссы), которые подвязывались к брэ — набедренной повязке, заменяющей нательное бельё в Средние века. На талию он вешал пояс, к которому крепилась нижняя часть брони — кольчужные чулки. Сверху на рубаху и стеганое полукафтанье или подлатник (поддоспешник) надевалась кольчужная туника и пояс для меча. «Сбегать в кустики» в такой одежде было несложно. Рыцарю достаточно было поднять подол туники и отстегнуть кольчужные чулки в нужно месте.
С появлением пластинчатых доспехов обмундирование рыцаря стало в разы тяжелее. Облачаться теперь средневековый воин мог часами и носил на себе не менее 50 килограммов железа. Но опять же справить естественные потребности этот громоздкий костюм тоже не мешал. Доспехи — это не цельнолитый скафандр, как может показаться на первый взгляд, а комплект из отдельных лат, который собирался и разбирался как конструктор. При этом область таза металлическими пластинами не прикрывалась никогда (как на лошади скакать-то?). Доспехи заменяли либо латной юбкой (у пехоты), либо тассетами — пластинами, спускающимися на бёдра, а сам рыцарь «с тыла» оставался практически голозадый. «Причинные» места прикрывал металлический гульфик (в основном, в образцах позднего Средневековья). Но служил такой аксессуар не столько для защиты тела, сколько для красоты — он должен был производить впечатление на окружающих.
Даже самые сложные конструкции пластинчатых лат Ренессанса (например, миланские или готические) не лишали владельца возможности сходить в туалет. К тому же надо учитывать, что полный комплект доспехов рыцари надевали только на бой, турнир или на официальные празднества, а в повседневной жизни ограничивались ношением кирасы (грудной и спинной пластин) и шлема.