Средневековые правила секса: как гарантированно превратить удовольствие в страдание
Секс начинался со взгляда
В Средние века глаза и взгляд считались важной частью сексуальности. В книге «Средневековая жизнь» Роберт Гилкрист объясняет, что, согласно средневековым теориям, сам акт разглядывания мог стимулировать желание как у наблюдателя, так и наблюдаемого. Женщинам тех времён советовали не смотреть на мужчин, чтобы их не искушать.
Кому разрешалось заниматься сексом?
С приходом христианства в период высокого и позднего Средневековья отношение к сексуальности в значительной степени формировалось Церковью. Священнослужители считали нужным вмешиваться в дела общества и отдельного человека, включая даже вопрос половых сношений между мужем и женой. Представители тогда еще новой веры стремились запретить свободы, практиковавшиеся в период античности, и получить полный контроль над жизнью мирян. В моду вошло целомудрие, а всякое распутство не только осуждалось, но и жестоко наказывалось. В своде церковных правил описывался тот факт, что мать Иисуса — Мария — на момент вступления в брак была девственницей. Всем девушкам предписывалось вести себя так же — целомудренно и скромно. И даже замужним женщинам не полагалась выказывать эмоций в постели с мужем. Акт близости следовало воспринимать исключительно как неприятную необходимость для продолжения рода. Фактически секс до обетов, особенно в раннем Средневековье, считался большим грехом. За нарушение этого правила могла последовать казнь через потрошение!
Церковь различала два типа клятв (или типов согласия на брак), которые были одинаково обязательными: обручение, во время которого пара обещала пожениться в будущем, и обмен клятвами в настоящем времени. На этапе обручения жених и невеста ещё могли разойтись, если только не вступили в интимные отношения — в этом случае они признавались мужем и женой в глазах и общества, и церкви. И сам брак юридически действительным признавался только после консумации — брачной ночи с полноценным половым актом. Впрочем, существовали и отступления от этого правила, которые церковь принимала. Например, пара могла состоять в браке, но никогда не заниматься сексом — если оба партнёра приняли обет целомудрия.
Если один из супругов оказывался неспособен совершить половой акт, а второй не хотел с этим мириться, брак мог быть расторгнут. После подачи жалобы создавался церковный совет, который некоторое время следил за сексуальной активностью пары (в таких делах особенно важны были свидетельские показания). За этим следовало унизительное судебное разбирательство с осматриванием половых органов «провинившегося». Если совет признавал, что муж не способен удовлетворить свою жену, пара могла получить развод, — как правило после трёх лет безуспешных попыток сохранить семью.
Некоторые мужчины пытались использовать такой способ расторжения брака как лазейку. Они заявляли об импотенции со своей старой женой, но волшебным образом излечивались, когда вступали в новый брак.
Когда можно было заниматься сексом?
Список «целомудренных дней», в течение которых муж и жена должны были воздерживаться от секса, примерно соответствовал религиозному календарю. Нельзя было предаваться половой любви ни в большие праздники (такие как Рождество или Пасха), ни в течение шести недель Великого поста, ни по воскресеньям, ни в рыбные дни. По сути дней, в которые церковь разрешала секс, оставалось не так уж и много. Правда, к XII веку канонисты стали демонстрировать более снисходительное отношение к сексуальности, более соответствующее ожиданиям и привычкам мирян. Соблюдение «святых дней» стало носить скорее рекомендательный характер, и нарушения уже не так строго наказывались.
Также сексом не разрешалось заниматься во время менструации, беременности и кормлении грудью — эти ограничения в равной степени встречаются как в церковных, так и в медицинских источниках Средневековья.
Концепция супружеского брака
После заключения брака секс должен быть предоставляться «по требованию». Римский папа Павел III утверждал, что мужья и жены должны платить друг другу по заслугам, и оба обладают властью над телом другого. Эти представления о супружеском долге сохранялись на протяжении веков. Оба партнёра имели полное право требовать секса (хотя в большей части это касалось мужчин, так как женщин выдавали замуж очень рано и часто по принуждению), оба были обязаны подчиняться.
Вопрос супружеского долга в Средневековье вызывает много вопросов — например, о том, осознавали ли наши предки грань, когда секс превращался в изнасилование. Так как узы брака обязывали супругов заниматься сексом по требованию, жалобы о насилии с позиций закона рассматривались редко, и только если слова партнеров подкрепляли достаточно авторитетные показания свидетелей или факты причинения супругу или супруге тяжелого вреда.
Как и где можно было заниматься сексом?
Согласно позиции церкви, цель секса сводилась к одному — продолжению рода, т. е. в браке муж с женой могли заниматься сексом только в том случае, если активно пытались завести ребенка. Половые отношения исключительно для удовольствия считались большим грехом.
Во время совокупления с мужем, жене запрещалось снимать ночную рубашку, двигаться, издавать звуки. Активную женщину могли обвинить в колдовстве и подвергнуть ужасающим пыткам и, что совсем не редко, мучительной смерти на костре — более того, жалобу подать мог и сам супруг, если хотел избавиться от супруги. Описаны в средневековой литературе и вовсе шокирующие случаи: например, история одной семьи, в которой муж, вернувшись с охоты, поспешил к жене, где с порога овладел ее неподвижным телом, и лишь наутро понял, что она мертва. То, что супруга во время соития не издавала ни единого звука, он воспринял как её обычное сексуальное поведение. Правда это или нет, но именно такие случаи побудили Папу и церковь в целом пойти на уступки и разрешить женщинам во время секса подавать признаки жизни.
Еще одним серьезным грехом было пробовать что-то слишком рискованное в спальне. Активным партнером мог быть только мужчина, а самой желательной позицией — миссионерская. Другие позы, в которых женщина «подрывала естественное доминирование мужчины», признавались неестественными и греховными. Много позже, в угоду знати и богачей, церковными правилами были утверждены пять допустимых позиций в порядке возрастания греховности: мужчина сверху, на боку, сидя, стоя и сзади.
Все иные виды сексуальных контактов кроме этих были запрещены, включая оральный и анальный секс, мастурбацию и взаимные ласки перед сексом. Контакты, не направленные на зачатие детей, считались греховными. Нарушение правил сопровождалось суровыми наказаниями. Виновным грозило, как минимум, публичное унижение, а, как максимум, сожжение на костре, повешение или даже голодная смерть.
Из средневековой литературы мало что известно о реальной интимной жизни пар. Источники дают часто юмористический взгляд на сексуальность — в контраст с ограничительным отношением церкви. Из тех немногих описаний, которые доступны в наше время, следует, что в Средние века спальни были не самым частым местом для занятий сексом. В небогатых семьях супругам приходилось делить кровать с детьми и другими родственниками. В домах привилегированных граждан в комнате хозяина спали его слуги. Любовь могла настигнуть супругов и на открытом воздухе — в полях, на задних дворах, в укромных помещениях дворца и даже в пустой церкви.